Астрономы сфотографировали космическую «чайку»

На небе Туманность Чайка находится на границе созвездий Большого Пса и Единорога, на расстоянии около 3,7 тысячи световых лет от Земли.

Используя Обзорный телескоп VLT (VST) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы получили великолепный снимок скопления разнообразных объектов, известного как Туманность Чайка и напоминающего очертаниями летящую птицу. Эта высокоэнергетическая область космоса, заполненная пылью, горячим водородом, гелием с примесью более тяжелых элементов, представляет собой колыбель, в которой рождаются звезды.

«Главные структурные элементы «Чайки» – три больших газовых облака. Самое примечательное из них – «крылья» – имеет обозначение Sharpless 2-296. Его поперечник, от одного «кончика крыла» до другого, составляет около 100 световых лет. Внутри Sharpless 2-296 видно светящееся вещество и темные пылевые полосы, вьющиеся между яркими звездами. Это прекрасный образец эмиссионной туманности, в данном случае – так называемой HII-области, в которой происходит активное формирование новых звезд, усеивающих все изображение», – сообщается в пресс-релизе на сайте обсерватории.

Именно излучение этих молодых звезд, ионизуя окружающий газ и заставляя его светиться, и придает облаку его фантастическую расцветку. Это излучение является и главным фактором, определяющим форму облаков – оно оказывает давление на окружающее молодые светила вещество и «выдувает» из него причудливые фигуры, которые мы видим.

Так как каждая такая туманность обладает своим уникальным распределением звезд и может состоять из многих облаков, мы получаем разнообразие форм, возбуждающих воображение наблюдателей и заставляющее их искать ассоциации с различными животными или другими земными объектами.

В данном случае удивительные, созданные природой структуры можно видеть на примере контрастных облаков Sharpless 2-296 и Sharpless 2-292. Второе, расположенное на снимке прямо под «крыльями чайки» – более компактное облако, образующее ее «голову». Его наиболее заметная деталь – огромная и исключительно яркая звезда HD 53367 на месте чайкиного «глаза». Она в 20 раз более массивна, чем Солнце.

Sharpless 2-292 является одновременно и эмиссионной, и отражательной туманностью: большая часть ее света излучается ионизованным газом, окружающим новорожденные звезды, но существенную его долю составляет и отраженный свет светил, расположенных вне облака.

Темные борозды, нарушающие однородность облаков и составляющие их «ткань» – это пылевые полосы, участки гораздо более плотного вещества, скрывающего от нас часть ярко светящегося газа. Эти области туманности имеют плотность в несколько сотен атомов на кубический сантиметр, что гораздо меньше, чем у самого глубокого вакуума, создаваемого в лабораториях на Земле. Те не менее, темные туманности все равно гораздо плотнее окружающего их газа – его средняя плотность составляет примерно один атом на кубический сантиметр.

На небе «Чайка» находится на границе созвездий Большого Пса и Единорога, на расстоянии около 3,7 тысячи световых лет от Земли в одном из рукавов Млечного Пути. В спиральных галактиках могут содержаться тысячи таких облаков, почти все из которых сосредоточены вдоль их спиральных ветвей.

Больше по теме:   ESO  Туманности  Фотографии