Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 19 часов назад в разделе Луна

Опубликовано

Раскрыт процесс образования массивных звезд

Млечный Путь содержит миллиарды ярких звезд с массами, превосходящими солнечную в десять и более раз, и, несмотря на свое короткое и бурное существование, они играют первостепенную роль в жизни нашей Галактики.

Наблюдая за зарождающейся звездой в созвездии Змееносец, астрономы зафиксировали у нее признаки всплеска аккреции вещества, что стало веским аргументом в пользу одной из ведущих теорий формирования самых массивных светил во Вселенной. Метод обнаружения и выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

«Млечный Путь содержит миллиарды ярких звезд с массами, превосходящими солнечную в десять и более раз, и, несмотря на свое короткое и бурное существование, они играют первостепенную роль в жизни нашей Галактики, производя металлы и более тяжелые химические элементы в эффектных вспышках сверхновых, а также становясь нейтронными звездами или черными дырами. Однако механизм образования этих гигантских объектов остается загадкой, так как теории предсказывают, что интенсивное излучение новорожденных звезд с большой массой должно ограничивать их рост примерно до восьми масс Солнца», – рассказывает Росс Бернс, ведущий автор исследования из Национальной астрономической обсерватории Японии.

Разногласия между моделями и наблюдениями озадачивали астрономов на протяжении десятилетий и привели к появлению нескольких конкурирующих теорий, каждая из которых пытается объяснить это несоответствие. Одна из них предполагает, что высокомассивные протозвезды накапливают вещество из окружающего их диска из газа и пыли в ходе коротких эпизодических всплесков аккреции, которые разделяют сотни и тысячи лет.

В январе 2019 года астрономы из Университета в Префектуре Ибараки (Япония), заметили, что одна крайне массивная протозвезда, известная как G358.93-0.03, проявила признаки активности после долгого затишья, свидетельствующие о потенциальной «вспышке аккреции». Через несколько дней к наблюдениям подключилась сеть из радиотелескопов, расположенных в Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке, сформировавших вместе массив, способный фиксировать вызванное теплом аккрецирующей протозвезды излучение.

В результате в данных, собранных за несколько недель мониторинга, астрономам удалось выявить «тепловую волну», исходящую из точки, в которой расположена развивающаяся массивная звезда G358.93-0.03, а затем подтвердить открытие с помощью стратосферной обсерватории SOFIA.

«Нам впервые удалось стать свидетелями всплеска аккреции у высокомассивной протозвезды и получить данные высокого разрешения, которые предоставляют доказательства в поддержку теории эпизодической аккреции», – заключил Росс Бернс.

Больше по теме:   Звезды