Раскрыта одна из тайн новорожденных звезд

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы впервые показали, что медленный отток вещества и высокоскоростные джеты, наблюдаемые у новорожденных звезд, берут свое начало в различных частях протопланетного диска и имеют различную природу. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Astrophysical Journal.

«Звезды во Вселенной имеют широкий диапазон масс, некоторые из них в сотни раз «тяжелее» Солнца, другие наоборот – до десяти раз «легче» его. Чтобы понять причину этого разнообразия, нам необходимо изучать процесс образования звезд, то есть агрегирования космических газа и пыли», – пишут авторы исследования.

Зарождающаяся звезда собирает газ из своего окружения, притягивая его, однако не все падающее на нее вещество в конечном итоге становится частью светила, так как некоторое его количество выбрасывается в космос в виде широких оттоков и узких струй из частиц, движущихся с различными скоростями. Наблюдения за этим «криком» юного светила дают ученым подсказки, которые помогают раскрыть процессы накопления массы.

Сегодня существуют две конкурирующие модели, описывающие механизм формирования у протозвезд медленных оттоков и быстрых джетов. Первая предполагает, что они образуются независимо друг от друга в разных частях диска из газа, окружающего центральное светило. Другая, что сначала образуется высокоскоростная струя, которая захватывает окружающий ее материал и образует более медленные потоки вещества. Несмотря на многочисленные исследования, у астрономов пока нет окончательного ответа, какая из моделей верна.

В попытках поставить точку в данном споре команда астрономов из Университета Кюсю (Япония) провела наблюдения новорожденной звезды MMS5/OMC-3 в Облаке Ориона на расстоянии около 1600 световых лет от Земли, в ходе которых благодаря высокой чувствительности ALMA смогла оценить скорость медленного и быстрого оттоков, их взаимное расположение и время, прошедшее с момента возникновения.

«Мы обнаружили, что высокоскоростная струя и медленный отток были запущены звездой 500 и 1300 лет назад и простираются на 11 и 14 тысяч астрономических единиц соответственно. Они довольно молоды», – добавляют исследователи.

Но еще более интересно то, что оси оттоков смещены относительно друг друга на 17 градусов. Причиной этому могла бы послужить прецессия юной звезды, однако при таком сценарии необходимо гораздо больше времени, а в данном случае, учитывая молодость структур, это рассогласование, по мнению авторов исследования, связано с их природой и, скорее всего, склоняет чашу весов к «независимой модели».

«Наблюдение хорошо соответствует модели, в которой расширяющийся медленный отток вещества выбрасывается из внешней области газообразного диска, в то время как узкая струя запускается независимо от него во внутренней области диска. При этом наблюдаемое смещение осей может указывать на деформацию диска», – заключили исследователи.

Астрономы планируют провести больше наблюдений на ALMA с целью поиска аналогичных MMS5/OMC-3 юных звезд. Изучение таких объектов, отмечают исследователи, поможет понять механизмы, дающие «жизнь» медленным оттокам и высокоскоростным джетам, а также больше расскажет нам о процессах аккреции и выброса вещества на самых ранних стадиях образования звезд.

Больше по теме:   ESO  Звезды