Раскрыты подробности гибели динозавров от падения астероида

Анализ пород, добытых на месте падения гигантского астероида в эпоху динозавров, позволил восстановить ход событий первых 24 часов после катастрофического столкновения и подтвердить теорию о том, что удар вызвал лесные пожары, цунами и выбросил огромное количество серы в атмосферу, которая заблокировала солнечный свет и спровоцировала глобальное похолодание, в конечном итоге положившее начало «великому массовому вымиранию». Подробный отчет ученых представлен в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы смогли восстановить первые мгновения после падения астероида. На Земле воцарился ад на региональном уровне, за которым последовал длительный период глобального похолодания. Сначала динозавров поджарило, а затем заморозило. Не все они умерли в тот день, но количество погибших было огромно», – рассказывает Шон Гулик, ведущий автор исследования из Техасского университета в Остине (США).

Считается, что около 66 миллионов лет назад астероид диаметром до 10 километров упал на мексиканский полуостров Юкатан, образовав ударный кратер Чиксулуб глубиной 20 километров и диаметром 180 километров. Энергия удара достигла 100 тератонн в тротиловом эквиваленте (10 миллиардов атомных бомб). Это событие привело к выбросу в воздух 15 триллионов тонн пепла и сажи, в результате чего на несколько лет замедлился фотосинтез, было затруднено проникновение солнечных лучей на поверхность, температура на суше упала почти на 30 градусов, а днем на Земле было темно, как лунной ночью. Все это послужило причиной начала мел-палеогенового вымирания – одного из пяти «великих массовых вымираний».

Новые доказательства этой теории пришли из анализа частиц древесного угля и породы, принесенных цунами, и отсутствия серы в кернах, добытых на месте падения на глубине от 500 до 1300 метров ниже морского дна. Все эти маркеры являются главами в летописи тех событий, которая предлагает наиболее подробный обзор последствий катастрофы.

«Это был знаменательный день в истории жизни. Взрыв от падения поджог деревья и растения, находившиеся за тысячи километров от эпицентра, и вызвал мощное цунами, которое прокатилось по континенту. В кратере команда обнаружила древесный уголь и химический биомаркер, связанный с почвенными грибами внутри или чуть выше слоя песка. Это говорит о том, что обугленный ландшафт был «втянут» в кратер отступающими водами цунами», – добавил Джей Мелош, планетолог из Университета Пердью (США), не принимавший участие в исследовании.

Однако одним из наиболее важных выводов исследования является то, что в образцах керна отсутствует сера, хотя окружающие ударный кратер горные породы ей крайне богаты. Это подтверждает теорию испарения минеров на месте удара и их подъема в атмосферу, где они нанесли ущерб климату Земли, отражая солнечный свет и вызывая глобальное похолодание. По оценкам ученых, в результате воздействия было поднято не менее 325 миллиардов тонн материала, что примерно на четыре порядка больше, чем во время извержения вулкана Кракатау в 1883 году, охладившего Землю в среднем на градус на пять лет.

«Хотя в первые минуты воздействие астероида привело к массовому уничтожению на региональном уровне, впоследствии оно спровоцировало глобальное изменение климата, в итоге убив динозавров и большинство других животных, обитавших на нашей планете в то время», – заключил Шон Гулик.

Больше по теме:   Астероиды  Земля