Столкновение астероидов привело к ледниковому периоду на Земле

Катастрофическое столкновение двух гигантских астероидов между орбитами Марса и Юпитера, произошедшее примерно 466 миллионов лет назад, выбросило в пространство огромное количество пыли, которая, достигнув Земли, загрязнила атмосферу нашей планеты, и, препятствуя прохождение солнечных лучей, спровоцировала или ускорила наступление Ордовикского ледникового периода, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Science Advances.

«Сегодня на нашу планету ежегодно «оседает» около 40 тысяч тонн космической пыли, однако она составляет лишь крошечную долю от земной, уже содержащейся в атмосфере, и не имеет климатического значения. А теперь представьте, что на пару миллионов лет после столкновения астероидов этот поток возрос в тысячу, а то и в десять тысяч раз», – рассказывает Филипп Хек, соавтор исследования из Чикагского университета (США).

Около 466 миллионов лет назад, задолго до эпохи динозавров, температура на Земле постепенно начала падать, в результате понизившись на 10 градусов по Цельсию. Моря стали покрываться льдом на полюсах, а сложившийся диапазон температур с одной стороны привел к крупному массовому вымиранию, в ходе которого погибло почти 60 процентов морской жизни, а с другой – подготовил почву для будущего бума эволюции новых видов.

Внеземной гелий

Причина этого ледникового периода до сих пор остается тайной, и, чтобы приблизиться к ее разгадке, ученые обратились к 466-миллионолетним породам, которые когда-то принадлежали морскому дну, проанализировав их химический состав и сравнив его с «эталонным» составом крошечных микрометеоритов, добытых в Антарктиде.

Команда искала в образцах элементы, почти не содержащиеся в земных породах, а также изотопы, указывающие на признаки того, что их переносчик прибыл из космоса. Например, атомы гелия обычно имеют два протона, два нейтрона и два электрона, но некоторые из них, блуждающие в пространстве, обладают одним нейтроном. Наличие в породах таких изотопов, наряду с редкими металлами, часто встречающимися в астероидах, доказывает, что они были «загрязнены» космической пылью.

«Полученный нами результат был совершенно неожиданным. В течение последних 25 лет мы опирались на множество разнообразных гипотез, рассматривающих причину начала ледникового периода, но в них было много нестыковок. Однако теперь, когда мы обнаружили внеземной гелий в отложениях морского дна того периода, все встало на свои места», – добавил Биргер Шмитц, ведущий автор исследования из Лундского университета (Швеция).

Неожиданная польза

Авторы исследования отмечают, что, поскольку пыль опускалась на нашу планету в течение по меньшей мере двух миллионов лет, охлаждение было достаточно постепенным, чтобы жизнь могла адаптироваться и даже извлечь выгоду из этих изменений, произведя новые виды, приспособленные к выживанию в регионах с разной температурой.

Однако, хотя именно этот период глобального похолодания оказался в какой-то степени благоприятным, быстрое изменение климата может быть и катастрофическим.

«В нашем исследовании мы рассматриваем изменение климата протяженностью в миллионы лет. Это сильно отличается от того, что случилось при падении астероида, который привел к гибели динозавров, и от глобального потепления сегодня. То событие протекало более мягко», – отметил Филипп Хек.

Решение проблемы глобального потепления

Сегодня на Земле в результате увеличения выбросов углекислого газа набирает обороты глобальное потепление. По мнению Межправительственной группы экспертов по изменению климата, мы приближаемся к ситуации, которая напоминает условия, существовавшие до столкновения астероидов 466 миллионов лет назад.

В последнее десятилетие ученые всего мира обсуждают различные искусственные методы охлаждения Земли в случае крупной климатической катастрофы, и одним из результатов проведенного исследования стала поддержка неожиданной идеи, предполагающей размещение астероидов на орбите нашей планеты подобно спутникам, которые бы непрерывно высвобождали мелкую пыль и, следовательно, частично блокировали солнечный свет.

«Наша работа впервые показывает, что в истории Земли были периоды ее охлаждения под действием космической пыли, поэтому она может дать более детальное, эмпирическое понимание того, как это работает, и быть использована для оценки реалистичности такого метода», – заключает Биргер Шмитц.

Больше по теме:   Астероиды  Земля  Пояс астероидов