Рассвет новой эры сверхновой 1987a

Тридцать лет назад, 23 февраля 1987 года, астрономы обнаружили одну из самых ярких сверхновых SN1987А, которая пылала ярче 100 миллионов Солнц на протяжении нескольких месяцев после открытия.

Тридцать лет назад, 23 февраля 1987 года, астрономы обнаружили одну из самых ярких сверхновых SN1987А, которая пылала ярче 100 миллионов Солнц на протяжении нескольких месяцев после открытия.

С тех пор звезда находится под пристальным вниманием и продолжает восхищать астрономов впечатляющим световым шоу. Расположенная в Большом Магеллановом облаке на расстоянии примерно 168 тысяч световых лет от Земли SN1987А является ближайшей сверхновой, наблюдаемой со времен изобретения телескопов, и предоставляет наилучшую возможность астрономам изучить этапы до, во время и после смерти звезды.

Космический телескоп «Hubble» неоднократно наблюдал сверхновую SN1987А с 1990 года, накопив с тех пор сотни снимков. Обсерватория «Chandra» начала следить за звездой вскоре после запуска в 1999 году. ALMA, мощный массив из 66 антенн, собирает данные в высоком разрешении о взрыве с момента создания.

«За 30 лет наблюдений мы получили важные данные, которые дают представление о последних стадиях звездной эволюции», – сказал Роберт Киршнер из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

Последние данные мощных телескопов указывают на то, что SN1987А прошла важный рубеж. Ударная волна от взрыва выходит за пределы плотного кольца, образовавшегося в конце жизни пред-сверхновой звезды, когда быстрый звездный ветер столкнулся с медленным ветром, созданным на более ранней фазе красного гиганта. Что находится за пределами кольца в настоящее время плохо известно и зависит от нюансов эволюции звезды.

«Детали перехода дадут астрономам лучшее понимание жизни обреченной звезды и как все закончится», – сказала Кари Франк из Университета штата Пенсильвания (США).

Сверхновые, подобные 1987A, могут взбудоражить окружающий их газ и вызвать формирование новых звезд или планет. Газ, из которого они родятся, обогащен элементами, такими как углерод, азот, кислород и железо, которые являются основными компонентами всех известных форм жизни. Эти элементы образуются внутри пред-сверхновой звезды и во время ее взрыва, а затем разлетаются по Вселенной в расширяющихся остатках умирающих светил. Будущие наблюдения SN1987А должны дать уникальную возможность заглянуть в начальную стадию этого процесса.

Исследования «Hubble» показали, что плотное кольцо газа вокруг сверхновой имеет диаметр около светового года. Кольцо уже находилось там по крайней мере за 20 000 лет до смерти звезды. Вспышка ультрафиолетового излучения от взрыва зарядила газ в кольце и заставила его светиться много десятилетий.

Центральная структура, видимая внутри кольца на изображениях космического телескопа, увеличилась примерно до половины светового года.

Данные «Chandra», собранные с 1999 года по 2003 год, показали расширяющееся кольцо рентгеновского излучения, которое неуклонно становилось ярче. Причиной этому стала взрывная волна, которая в процессе прохождения сквозь кольцо газа нагревала его.

В последние несколько лет яркость кольца в рентгеновских лучах перестала расти. В период с февраля 2013 года по сентябрь 2015 года «Chandra» не зафиксировала никаких изменений. Кроме того, нижняя левая часть кольца стала исчезать. Изменения свидетельствуют о том, что взрывная волна переместилась за его пределы в область с меньшей плотностью газа. Это представляет собой конец целой эпохи SN1987А.

Астрономы до сих пор ищут доказательства черной дыры или нейтронной звезды, образовавшейся на месте взрыва. Они наблюдали вспышку нейтрино от звезды в момент ее смерти. Это дает ученым уверенность в том, что компактный объект образовался в момент разрушения SN1987А, но ни один телескоп пока не предоставил доказательства присутствия вновь родившегося объекта.

Больше по теме:   Сверхновые