Ученые: наличие метана не доказывает жизнь на Марсе

Ученые до сих пор теряются в догадках, есть ли жизнь на Марсе. Сегодня мы попробуем разобраться в этом, основываясь на данных, собранных марсоходом «Curiosity» за последние 2 года.

В декабре прошлого года команда ученых миссии «Curiosity» заявила, что концентрация метана в воздухе вокруг кратера Гейла, исследуемого марсоходом, подскочила в 10 раз по сравнению с концом 2013 – началом 2014 года.

На Земле метан в атмосфере в основном имеет биологическое происхождение, поэтому новоcть от «Curiosity» произвела фурор среди ученых. Но дело в том, что на Красной планете наличие микробов не единственное объяснение присутствия метана. Новое исследование предполагает три возможных сценария развития событий, при которых лишь в одном случае могла зародиться жизнь.

Первая гипотеза, не предполагающая присутствия жизни, постулирует, что в сухих условиях метан обычно скрыт под марсианским грунтом, но затем выделяется в атмосферу, когда соли, известные как перхлораты, переходят в текучее состояние, говорит Ренью Ху, ведущий автор исследования, проводимого на базе Caltech (Калифорнийского технологического института) и JPL (Лаборатории реактивного движения NASA), расположенных в Пасадене.

Вторая гипотеза, при которой как раз могла зародиться жизнь, это наличие в грунте Красной планеты микроорганизмов, выделяющих метан, активность жизнедеятельности которых зависит от сезона года.

Третья гипотеза, не доказывающая наличие жизни на Марсе, предполагает, что «Curiosity» обнаружил случайный локализованный выброс метана, который ранее был заблокирован в подземных пустотах.

Все описанные возможности: плывучесть перхлоратов (гипотеза 1), наличие микроорганизмов (гипотеза 2) и случайный выброс (гипотеза 3), — могут быть подтверждены либо опровергнуты в ходе будущих исследований. Например, гипотезы 1 и 2 предсказывают, что следующее повышение концентрации метана должно произойти в том же сезоне марсианского года, а третий сценарий, напротив, не привязан к сезону.

«Curiosity» обнаружил всплеск метана в южной марсианской осени – начале зимы в кратере Гейла. Повышение активности процессов в холодную погоду может показаться нелогичным, но плывучесть на Марсе происходит не под воздействием невысоких температур, а при высокой относительной влажности воздуха и повышенном атмосферном давлении, объяснил Ху.

Больше по теме:   Марс  Марсоход Curiosity