Ученые обнаружили самый тусклый спутник Млечного Пути

Открытие имеет далеко идущие последствия, поскольку оно ознаменовало существование сотен слабых карликовых спутников, составляющих гало Млечного Пути.

Международная команда ученых под руководством исследователей из Университета Тохоку (Япония) обнаружила чрезвычайно тусклую карликовую галактику-спутник Млечного Пути. Спутник, названный Virgo 1 (Дева 1), находится в созвездии Девы. Его открытие свидетельствует о наличии большего числа еще ненайденных карликовых галактик, блуждающих в гало Млечного пути.

В настоящее время идентифицировано около 50 спутников нашей Галактики. Около 40 из них являются слабыми и диффузными и относятся к типу карликовых сфероидальных галактик. Многие недавно обнаруженные карликовые галактики очень слабы в оптическом диапазоне. В предыдущих поисках использовались телескопы с диаметром от 2,5 до 4 метров, благодаря чему были открыты относительно близкие к нам спутники, а более отдаленные или слабые еще только предстоит обнаружить в гало Млечного Пути.

Сочетание 8,2-метрового телескопа Subaru и инструмента Hyper Suprime-Cam (HSC) является мощным подспорьем в исследовании. Это позволяет эффективно находить очень слабые карликовые спутники на больших площадях неба. Для начала в поиске нового спутника необходимо определить плотность звезд, используя фотометрические данные. Далее следует оценить, чем вызвана плотность: случайным сопоставлением несвязанных участков пространства на линии прямой видимости или все-таки звездной системой.

Дайсуке Хомма, аспирант в Университете Тохоку, нашел Virgo 1 под руководством наставника Масаси Чиба с участием международных партнеров. «Мы внимательно изучили ранние данные стратегических исследований Subaru с HSC и обнаружили явную плотность звезд в Деве с очень высокой статистической значимостью. Удивительно, но это один из самых слабых спутников с абсолютной величиной -0.8 в оптическом диапазоне. Это действительно галактика, поскольку она пространственно расширена на 124 световых года, что однозначно превышает размеры шаровых скоплений с сопоставимой светимостью», – говорит Дайсуке Хомма.

Самыми слабыми карликовыми спутниками, идентифицированными до сегодняшнего дня, были Segue-1 и Cetus-2. Cetus-2 до сих пор не подтвердил статус галактики, поскольку он слишком компактен. Virgo 1 в конечном итоге может оказаться наименьшей из когда-либо обнаруженных карликовых спутников. Она располагается на расстоянии 280 000 световых лет от Солнца, а такие далекие галактики со слабой яркостью не находились в предыдущих исследованиях.

По словам Масаси Чиба открытие имеет далеко идущие последствия, поскольку оно ознаменовало существование сотен слабых карликовых спутников, составляющих гало Млечного Пути. Количество спутников и определение их свойств даст ученым важный ключ к пониманию того, как формировалась  наша Галактика и какую роль в этом процессе сыграла темная материя.

Больше по теме:   Млечный Путь