Ученые впервые наблюдали взрывы сверхновых в оптическом диапазоне

Блестящая вспышка ударной волны взрывающейся звезды впервые была захвачена в видимом свете космическим телескопом NASA «Kepler».

Международная группа астрономов во главе с Питером Гарваничем, профессором астрофизики из университета Нотр-Дам, проанализировала свет, который захватывал «Kepler» каждые 30 минут в течение трех лет, идущий от 500 далеких галактик и от примерно 50 триллионов звезд. Они охотились за признаками взрывов массивных звезд, за сверхновыми.

В 2011 году два массивных красных гиганта взорвались как раз в тот момент, когда космический телескоп наблюдал за ними. Первый гигант, KSN 2011a, почти в 300 раз крупнее нашего Солнца и расположен всего в 700 миллионах световых лет от Земли. Второй, KSN 2011d, примерно в 500 раз превосходит нашу звезду и удален от нас на 1,2 миллиона световых лет.

Эти две звезды совпали с математическими моделями сверхновых типа II и укрепили существующую теорию. Но они также показали, что в отдельных деталях катастрофические звездные события могут иметь неожиданные различия.

Во время обоих взрывов был аналогичный энергетический удар, но ударная волна отсутствовала у меньшего гиганта. Ученые считают, что это связано с тем, что меньшая звезда находилась в окружении газа, которого оказалось вполне достаточно, чтобы замаскировать ударную волну.

«Вот главная загадка наших наблюдений. Мы смотрим на две сверхновые и видим большую разницу», – сказал Питер Гарванич.

Понимание физики этих бурных событий позволит ученым лучше понять, как химические элементы и сама жизнь были разбросаны в пространстве и времени по всей нашей галактике Млечный путь.

«Все тяжелые элементы во Вселенной исходят от взрывов сверхновых. Например, серебро, никель и медь на Земле и даже в наших телах пришли из предсмертной агонии звезд. Жизнь существует, потому что умирают звезды», – сказал Стив Хауэлл, научный руководитель проекта «Kepler».

Больше по теме:   Видео NASA  Кеплер  Сверхновые