Ученые выяснили, когда завершилась эра вулканов на Меркурии

Новое исследование от Университета штата Северная Каролина (США) демонстрирует, что основная вулканическая активность планеты Меркурий закончилась около 3,5 миллиардов лет назад. Эти выводы добавляют понимание геологической эволюции Меркурия, а также того, что происходит, когда каменистые планеты остывают и в целом сжимаются. Исследование появилось в журнале Geophysical Research Letters.

Есть два типа вулканической активности: эффузивная и эксплозивная. Эксплозивный вулканизм представляет бурное событие, которое приводит к большим выбросам пепла и обломков вулкана. Эффузивный вулканизм характеризуется широко распространенным лавовым потоком, который медленно разливается над ландшафтом. По мнению ученых, это ключевой процесс в формировании твердой коры планет.

Определение возраста эффузивных вулканических отложений дает исследователям ключ к геологической истории планеты. Например, эффузивный вулканизм был активен несколько сотен миллионов лет назад на Венере, несколько миллионов лет назад на Марсе и до сих пор на Земле. До этого момента продолжительность эффузивной вулканической активности на Меркурии была неизвестна.

Доцент Университета штата Северная Каролина и планетарный геолог Пол Бирн и его коллеги определили, когда завершился вулканизм Меркурия, сформировавший основную часть коры. Исследователи использовали фотографии поверхности планеты, полученные в ходе миссии NASA «MESSENGER». Поскольку нет никаких физических образцов с планеты, которые могли бы быть использованы для радиометрического датирования, исследователи провели анализ, в котором количество и размеры кратеров на поверхности планеты были помещены в математическую модель для вычисления абсолютного возраста эффузивных вулканических отложений на Меркурии.

По полученным результатам, основной вулканизм на Меркурии остановился около 3,5 миллиардов лет назад, что резко контрастирует с «вулканическим веком» Венеры, Марса и Земли.

«Существует огромная разница между геологией Меркурия и Земли, Марса или Венеры. Меркурий имеет гораздо меньшую мантию, в которой радиоактивный распад производит тепло, и поэтому он охладился гораздо раньше. В результате, Меркурий начал сжиматься, и кора фактически перекрыла все каналы, по которым магма могла достигнуть поверхности», – говорит Пол Бирн.

Новые результаты подтверждают 40-летний прогноз относительно глобального охлаждения и сжатия, блокирующего вулканизм. Теперь, когда ученые могут объяснить наблюдения вулканических и тектонических свойств Меркурия, появилась последовательная история геологической формации и эволюции, а также новое понимание того, что происходит, когда планетные тела охлаждаются и сжимаются.

Больше по теме:   Меркурий