Ученые заглянули в прошлое сверхновой SN 1987A

Ранее ученым было под силу проследить лишь десятую процента (около 20 000 лет) многомиллионной жизни погибшего светила.

Астрономы смогли заглянуть в прошлое соседней звезды и узнать, что с ней происходило в течение миллионов лет до ее знаменитого взрыва.

SN 1987A — сверхновая звезда, вспыхнувшая на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике-спутнике Млечного Пути, приблизительно в 168 000 световых лет от Земли. Свет вспышки достиг Земли 23 февраля 1987 года. Поскольку это была первая сверхновая, наблюдавшаяся в 1987 году, ей присвоили название SN 1987A. Новое исследование рисует картину ее жизни задолго до крайне зрелищной смерти.

Ранее ученым было под силу проследить лишь десятую процента (около 20 000 лет) многомиллионной жизни погибшего светила. Однако, наблюдения в низкочастотном радиодиапазоне позволили астрофизикам отмотать прошлое на несколько миллионов лет назад.

«Низкочастотные радиоволны очень чувствительны к вмешательству плазмы и могут многое нам рассказать о плотности вещества непосредственно перед взрывом сверхновой. Их присутствие также говорит нам об ускоренных частицах очень высоких энергий, называемых космическими лучами, многие из которых, как полагают ученые, должны быть созданы в молодых остатках, подобных этому», – сказал Листер Стейвли-Смит, соавтор исследования.

С помощью массива радиотелескопов «Murchison Widefield Array» (MWA), расположенного в Западной Австралии, астрономы смогли «увидеть» звезду, когда она еще находилась в своей продолжительной фазе красного супергиганта. Предыдущие исследования были сосредоточены на материи, выброшенной в космос, когда звезда находилась в финальной стадии голубого сверхгиганта.

«Так же, как и раскопки и изучение древних руин, которые открывают нам тайны о прошлой жизни на Земле, я и мои коллеги использовали низкочастотные радионаблюдения, чтобы узнать прошлое звезды», – сказал Джозеф Каллингем, ведущий автор исследования из Сиднейского университета (Австралия).

Главным открытием стало то, что красный сверхгигант терял свою материю, которая выталкивалась в пространство ветрами с более медленной скоростью, чем считалось ранее.

«Наши данные улучшили знания о составе региона вокруг сверхновой SN 1987A. Теперь мы можем вернуться к моделированию и подробнее реконструировать физику сверхновых», – добавил Джозеф Каллингем.

Больше по теме:   Сверхновые