Александр Скворцов

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 2 часа назад в разделе Черные дыры

Опубликовано

В обитаемой зоне вокруг Проксима Центавра вращается каменистая экзопланета Proxima b

Proxima b удалена от своей звезды всего на 7 миллионов километров и находится в обитаемой зоне, что позволяет предположить наличие жидкой воды на ее поверхности.

В ходе кампании PALE RED DOT ученые, используя спектрограф HARPS (установленный на 3,6-метровом телескопе в обсерватории Ла-Силья в Чили), а также данные наблюдений сети телескопов по всему миру, смогли подтвердить потенциально обитаемую планету в ближайшей к нам звездной системе.

Обнаруженная каменистая экзопланета Proxima b вращается в обитаемой зоне вокруг красного карлика Проксима Центавра. Один год на планете длится примерно 11,2 земных дня. Из-за своей близости к звезде, около 7 миллионов километров (5% расстояния от Земли до Солнца), Proxima b постоянно подвергается мощнейшему ультрафиолетовому излучению, что вскоре вызовет большие дебаты о ее способности поддерживать жизнь.

Proxima b была открыта методом Доплера – метод обнаружения экзопланет, заключающийся в спектрометрическом измерении радиальной скорости звезды. Звезда, обладающая планетной системой, будет двигаться по своей собственной небольшой орбите в ответ на притяжение планеты. Это в свою очередь приведет к изменению скорости, с которой звезда движется по направлению к Земле и от нее (то есть к изменению в радиальной скорости звезды по отношению к Земле). Такая радиальная скорость звезды может быть вычислена из смещения в спектральных линиях, вызванных эффектом Доплера.

Как показали наблюдения, Проксима Центавра приближается к нашей планете со скоростью около 5 километров в час, а затем с той же скоростью удаляется. Эта закономерность повторяется с периодом 11,2 дней. Тщательный анализ полученных крошечных доплеровских сдвигов указал на присутствие планеты, по меньшей мере в 1,27 раза превышающей по массе Землю.

В дальнейшем астрономы планируют использовать следующие поколения телескопов, в том числе Европейский Чрезвычайно Большой Телескоп (European Extremely Large Telescope, E-ELT), для поиска подобных потенциально обитаемых миров и ответа на вечный вопрос: одни ли мы во Вселенной?

И, если когда-нибудь межзвездные перелеты все же станут реальностью, Proxima b, возможно, станет первым интригующим миром, к которому отправится человечество.

Больше по теме:   ESO  Экзопланеты