Вблизи новорожденных солнцеподобных звезд обнаружены ингредиенты для зарождения жизни

Найдены следы метил-изоцианата – химического соединения, являющегося «строительным кирпичиком» жизни.

При наблюдениях на телескопе ALMA звезд солнечного типа на очень ранних стадиях их существования обнаружены следы метил-изоцианата – химического соединения, являющегося «строительным кирпичиком» жизни. Эта пребиотическая молекула впервые найдена в окрестности протозвезд солнечного типа, проходящих тот же путь развития, который когда-то прошла Солнечная система. Открытие может помочь астрономам понять, как появилась жизнь на Земле.

Использовав возможности телескопа ALMA в Чили, две группы астрономов зарегистрировали присутствие сложных пребиотических органических молекул метил-изоцианата в звездной системе IRAS 16293-2422. Одной из групп руководили Рафаэль Мартин-Доменеч из Астробиологического центра в Мадриде (Испания) и Виктор Ривилла из INAF-астрофизической обсерватории в Арчетри во Флоренции (Италия), а другой – Нильс Лигтеринк из Лейденской обсерватории в Нидерландах и Одри Кутен из Университетского колледжа в Лондоне (Великобритания)

«Эта звездная система продолжает делать нам подарки! Вслед за открытием сахаров мы теперь нашли там метил-изоцианат. Это семейство органических молекул участвует в синтезе пептидов и аминокислот, которые в форме белковых соединений составляют биологическую основу известной нам формы жизни», – объясняет Нильс Лигтеринк.

Возможности ALMA позволили обеим группам наблюдать молекулу на нескольких длинах волн радиоспектра. Астрономы обнаружили уникальные линии химических соединений в теплых и плотных внутренних областях газопылевых коконов, окружающих звезды, находящиеся на самых ранних стадиях эволюции. Обе группы идентифицировали и выделили линии сложной органической молекулы метил-изоцианата. Затем ученые дополнили эти наблюдения компьютерным химическим моделированием и лабораторными экспериментами с целью добиться более ясного понимания происхождения этих молекул.

IRAS 16293-2422 – система очень молодых звезд, находящаяся на расстоянии около 400 световых лет от нас в большой области звездообразования Ро Змееносца в созвездии Змееносца. Новые результаты, полученные на ALMA, показывают, что облака метил-изоцианата окружают каждую из молодых звезд системы.

Земля и другие планеты Солнечной системы образовались из вещества, оставшегося после формирования Солнца. Поэтому изучение протозвезд солнечного типа может открыть для астрономов «окно в прошлое», позволив им наблюдать процессы, похожие на те, что 4,5 миллиарда лет назад привели к формированию нашей системы.

Полученный результат особенно интересен, так как эти протозвезды очень похожи на Солнце в самом начале его истории. Условия вокруг них благоприятны для образования планет размера Земли. Найдя там пребиотические молекулы, ученые, возможно, получили еще один фрагмент мозаики, которую надо сложить, чтобы понять происхождение жизни на нашей планете.

Больше по теме:   ESO  Звезды