Загадка темной стороны раскрыта: на поверхности Меркурия обнаружен графит

Меркурий раскрыл секрет свей темной стороны: на поверхности первой планеты Солнечной системы обнаружен графит. Углерод кристаллической формы, который часто используется в карандашах, является источником таинственной темной окраски поверхности планеты.

В исследовании, опубликованном в Nature Geoscience, группа из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса в США проанализировала данные космического аппарата NASA «Messenger», изучающего Меркурий.

Полученные результаты не только продвигают нас к истокам раннего планетообразования, но и могут предложить объяснение количества углерода на Земле.

Цвет поверхности планетарного тела часто является индикатором элементов, из которых оно состоит. Например, характерный красный ржавый вид Марса можно отнести к окиси железа. Раньше верили, что железо и титан, как правило, ответственны за темную окраску планетарной поверхности. Меркурий достаточно темный, но низкая концентрация этих элементов не могла повлиять на цвет планеты.

«Поверхность Меркурия была значительно темнее, чем мы могли объяснить, опираясь на наши знания о химическом составе поверхности Меркурия», – сказал доктор Патрик Пепловски, ведущий автор статьи об исследовании.

Тщательно изучив данные, отправленные зондом, ученые обнаружили, что темная окраска объясняется наличием углерода в количестве большем, чем на других планетах или их спутниках. Обнаружение углерода на Меркурии было неожиданным настолько, что ни один из инструментов не был предварительно настроен на обнаружение этого элемента. Пепловски и его коллегам пришлось использовать несколько приборов для определения углерода.

Открытие подкрепляет теорию о формировании Меркурия. Богатые углеродом материалы были обнаружены под более молодым вулканическим слоем. Это говорит о том, что на ранних этапах кора Меркурия была обогащена графитом, который выплыл наверх океана магмы.

«Это интересно, поскольку оригинал коры на других планетах был давно разрушен вулканическими процессами. Углерод, который мы видим сегодня, может быть остатком древней коры возрастом 4,5 миллиарда лет. Будущие миссии по изучению Меркурия должны использовать инструментарий, специально разработанный для сопоставления углерода, чтобы подтвердить полученный результат», – рассказывает Пепловски.

Следующая миссия к Меркурию «BepiColumbo» ESA/JAXA (запуск состоится в 2017 году) соберет дополнительные сведения о первой планете нашей системы.

Больше по теме:   Меркурий