Звезда взорвалась, выжила и снова взорвалась через 60 лет

Небесный аналог монстра из фильма ужасов – звезда, ожившая после смерти.

Международная команда астрономов, возглавляемая Университетом Карнеги (США), обнаружила звезду, которая несколько раз взрывалась в течение 60 лет. Исследование, опубликованное в Nature, разрушило текущие представления о финале звездной жизни.

В сентябре 2014 года команда астрономов из группы Palomar Transient Factory обнаружила на небе новый взрыв iPTF14hls. Свет, выделяемый событием, был проанализирован на скорость и химический состав материала, выброшенного во время вспышки. Анализ показал сверхновую типа II-P, и в этом событии не было ничего странного, пока несколько месяцев спустя сверхновая не стала ярче.

Сверхновые типа II-P обычно остаются яркими в течение примерно 100 дней. Но iPTF14hls сохранила яркость на более чем 600 дней! Более того, архивные данные показали взрыв в том же месте в 1954 году. Оказалось, что эта звезда взорвалась более полувека назад, выжила и снова взорвалась в 2014 году.

Инструмент «SED Machine», построенный Ником Конидарисом и его коллегами из Калифорнийского технологического института (США), стал ключом к анализу света от iPTF14hls, который затемнялся и осветлялся не менее пяти раз в течение двух лет. «SED Machine» способен быстро классифицировать сверхновые и другие недолговечные астрономические события.

Звездные взрывы рассказывают астрономам о происхождении большей части материала, который составляет Вселенную. Вспышка сверхновой даже может спровоцировать образование звездной системы аналогичной нашей.

«Классифицировать краткосрочные небесные явления невероятно сложно. Вот почему мы построили «SED Machine». Но я не ожидал, что он поможет проанализировать взрыв, столь же странный, как и сама звезда зомби», – сказал Ник Конидарис, ведущий автор исследования из Университета Карнеги.

Ученые продолжат наблюдения за iPTF14hls и поиск аналогичных вспышек в надежде раскрыть секрет выживания подобных космических объектов.

Больше по теме:   Сверхновые