Человечество устояло перед извержением супервулкана Тоба 74 000 лет назад

Археологические находки подтверждают гипотезу о том, что человеческое население присутствовало в Индии 80 000 лет назад и что оно пережило одно из крупнейших извержений вулканов за последние два миллиона лет.

Извержение супервулкана Тоба было одним из крупнейших вулканических событий за последние два миллиона лет. Оно произошло 74 тысячи лет назад на острове Суматра, в Индонезии и, как утверждается, положило начало «вулканической зиме», продолжающейся от шести до десяти лет, которая привела к 1000-летнему охлаждению поверхности Земли.

Теории предполагают, что извержение вулкана привело бы к крупным катастрофам, включая уничтожение популяций гоминина и млекопитающих в Азии, а также почти полное исчезновение нашего вида. Считается, что немногие уцелевшие Homo sapiens в Африке выжили только благодаря разработке сложных социальных, символических и экономических стратегий, которые позволили им вновь заселить Азию 60 тысяч лет назад вдоль береговой линии Индийского океана.

«Полевые работы в южной Индии, проведенные в 2007 году, привели к крупным дискуссиям между археологами, генетиками и геологами о сроках распространения человека из Африки, а также о влиянии супер-извержения Тоба на климат и окружающую среду. Наша работа предоставляет доказательства того, что Homo sapiens присутствовали в Азии ранее, чем ожидалось, и что супер-извержение Тоба не было столь апокалиптическим», – рассказывают авторы исследования, представленного в журнале Nature Communications.

Извержение вулкана Тоба и эволюция человека

В текущем исследовании сообщается об уникальной стратиграфической записи возрастом 80 тысяч лет в долине реки Сон на севере Индии. Каменные орудия, обнаруженные там, доказывают, что в Индии до и после извержения присутствовали популяции среднего палеолита.

«Хотя пепел Тоба был впервые обнаружен в долине Сон еще в 1980-х годах, до сих пор у нас не было связанных археологических свидетельств, поэтому новое открытие заполняет большой хронологический пробел», – отмечает профессор Дж. Н. Пал, участник исследования из Университета Аллахабада (Индия).

Население долины применяло каменные инструменты, которые были похожи на используемые в тоже время в Африке человеком разумным. Тот факт, что эти инструменты не исчезли или резко не изменились после супер-извержения Тоба, говорит о том, что человеческое население пережило катастрофу.

Изменение климата и устойчивость человеческого вида

Хотя супер-извержение Тоба было колоссальным событием, лишь немногие климатологи и геологи продолжают поддерживать первоначальную формулировку сценария «вулканической зимы», предполагая, что охлаждение Земли было менее выраженным и что Тоба, возможно, фактически не вызвал последующий ледниковый период. Недавние археологические свидетельства в Азии, включая находки, представленные в новом исследовании, не подтверждают теорию вымирании гоминина из-за супер-извержения.

Вместо этого археологические данные указывают на то, что люди выжили и справились с одним из крупнейших вулканических явлений в истории человечества, демонстрируя, что небольшие группы охотников-собирателей были приспособлены к изменениям окружающей среды.

Тем не менее, народы, которые жили в долине реки Сон более 74 тысяч лет назад, похоже, не внесли значительного вклада в генофонд современных народов. Это позволяет предположить, что эти охотники-собиратели, вероятно, столкнулись с рядом проблем в их долгосрочном выживании, включая драматические экологические изменения следующего тысячелетия.

«Археологические данные показывают, что, хотя люди иногда демонстрируют замечательный уровень преодоления вызовов, увы, они не всегда процветали в долгосрочной перспективе», – резюмировал профессор Майкл Петраглия, соавтор исследования из Института Макса Планка по науке истории человечества (Германия).