Европейское космическое агентство утвердило миссии по поиску гравитационных волн и далеких планет

Гравитационные волны будут искать в космосе, а планеты у ярких звезд.

20 июня 2017 года на заседании Комитета по научной программе Европейского космического агентства (ESA) были одобрены две будущие миссии: трио космических аппаратов по поиску гравитационных волн «LISA» и обсерватория «Plato» для охоты за экзопланетами.

Поиск гравитационных волн перемещается в космос

Спрогнозированные еще сто лет назад в Общей теорией относительности Альберта Эйнштейна гравитационные волны оставались неуловимыми до сентября 2015 года, когда наземная обсерватория LIGO впервые зафиксировала их. Сигнал был вызван слиянием двух черных дыр на расстоянии около 1,3 миллиарда световых лет от нас. С тех пор было обнаружено еще два события.

Миссия ESA «LISA Pathfinder» продемонстрировала ключевые технологии, необходимые для обнаружения гравитационных волн в космосе. Она создавалась для проверки самой концепции и демонстрации того, что две незакрепленные массы, защищенные космическим аппаратом, могут двигаться в пространстве и при этом сохранять позиции относительно друг друга с такой точностью, которая необходима для дальнейшей реализации полноценной обсерватории по наблюдению гравитационных волн. «LISA Pathfinder» завершит свою миссию в конце этого месяца.

«LISA», использующая все наработки предшественника, представляет из себя три космических аппарата, которые будут располагаться на вершинах воображаемого треугольника на расстоянии 2,5 миллиона километров друг от друга. Это трио будет следовать за Землей по орбите вокруг Солнца. Запуск «LISA» должен состояться в 2034 году.

Охотник за планетами «Plato»

Второй проект, которому дан старт на заседании, охотник за планетами «Plato». Планы по созданию зонда «Plato» зародились еще в феврале 2014 года, когда идея создать новый орбитальный телескоп для поиска далеких миров нашла поддержку у руководства ESA. На протяжении последних трех лет участники научной команды аппарата разрабатывали детальный план устройства обсерватории и набор инструментов, который будет на ней установлен.

Сегодня эти планы были официально одобрены, и теперь команда «Plato» может прейти от чертежей к конструированию космической обсерватории. Запуск Plato запланирован на 2026 год.

Планируется, что «Plato» сможет одновременно контролировать тысячи звезд на большой площади неба с помощью 26 телескопов и камер, установленных на космической платформе. Миссия будет отличаться от «COROT» и «Kepler» тем, что она будет изучать сравнительно яркие звезды, облегчая таким образом подтверждение своих открытий с помощью метода Доплера.

Больше по теме:   ESA  Экзопланеты