Искусственное освещение все больше угрожает дикой природе

Доля Ключевых районов биоразнообразия, испытывающих негативное влияние искусственного освещения, увеличивается параллельно с развитием экономики в конкретном регионе.

Световое загрязнение добралось до большинства ключевых областей дикой природы и оказывает широкое негативное воздействие на целые экосистемы, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Animal Conservation.

«Полученные результаты вызывают беспокойство, так как мы знаем, что многие виды реагируют даже на небольшие изменения в ночном свете», – рассказывает Джо Гарретт, ведущий автор исследования из Университета Эксетера (Великобритания).

Световое загрязнение или «небесное сияние» представляет собой свет от искусственных источников, который рассеивается и отражается в атмосфере Земли и распространяется на большие расстояния. Известно, что оно оказывает негативное влияние на микробов, растения и многие группы животных, например, ракообразных, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.

Сфокусировавшись на Ключевых районах биоразнообразия (КБР), которые определены как важные регионы для сохранения глобального многообразия проявлений живой природы, и сопоставив их с обновленным атласом светового загрязнения, исследователи установили, что сегодня всего 29,5 процента КБР располагаются под нетронутым человеком небом, а более половины полностью находятся под искусственно ярким.

«Такое влияние имеет огромный спектр последствий, например, растительность начинает расцветать до наступления сезона, а птицы по утрам петь раньше, что изменяет пропорцию хищников в сообществах животных и круговорот углерода в экосистемах. Такие эффекты могут возникать даже при очень низких уровнях светового загрязнения», – пояснил Джо Гарретт.

Исследователи отмечают, что наибольшему световому загрязнению небо над КБР подвергается на Среднем Востоке, на втором месте – Европа, на третьем – Карибский бассейн, и связывают это с показателем ВВП и плотностью населения.

«Это говорит о том, что доля дикой природы, испытывающая негативное влияние искусственного освещения, будет увеличиваться параллельно с развитием экономики в конкретном регионе. Однако, ограничив уличное освещение, эффект можно минимизировать, сэкономив при этом средства и снизив потребление электроэнергии», – заключил Джо Гарретт.