Каждая четвертая солнцеподобная звезда поглощала планеты, выяснили астрономы

Это намекает на то, что их системы пережили критические изменения архитектуры и понижает шансы обнаружить в них жизнь.

Наблюдения 107 двойных систем, состоящих из солнцеподобных звезд, показали, что по крайней мере четверть из них поглощала каменистые планеты в прошлом. По мнению астрономов, разработанный метод анализа эволюции систем и выявления среди них с относительно «спокойным» прошлым позволит акцентировать внимание при поиске внеземной жизни на более перспективных целях. Результаты исследования представлены в журнале Nature Astronomy.

«Стабильное и почти круговое движение планет в Солнечной системе намекает на то, что они образовались на примерно своих текущих орбитах в относительно спокойной обстановке. Такая аккуратность, безусловно, способствовала расцвету жизни на Земле. Однако сегодня известно, что некоторые экзопланетные системы пережили суровое прошлое с миграцией миров, в результате которой нарушались орбиты, и часть из них падало на звезду. Тем не менее, до сих пор неизвестно, насколько они распространены», – рассказал редакции Ин-Спейс Лоренцо Спина, ведущий автор исследования из Астрономической обсерватории Падуи (Италия).

С целью оценить количество систем, которые прошли или по-прежнему подвержены активной миграции и поглощению планет, астрономы проанализировали химический состав атмосфер двойных солнцеподобных звезд. Главная идея заключалась в том, что компоненты в таких дуэтах образуются практически одновременно и из одного и того же газа, поэтому должны быть идентичны.

Это позволило обойти проблему непосредственного изучения экзопланетных систем, которое крайне затруднительно даже с самыми точными на сегодня инструментами.

«Когда планета падает на одну из двух звезд, она растворяется в атмосфере и модифицирует ее химический состав, дополняя его элементами, свойственными каменистым телам, например, железом и литием. В результате мы обнаружили, что от 20 до 35 процентов солнцеподобных звезд поглощали свои планеты. Это говорит о том, что их системы пережили очень хаотичную эволюцию», – пояснил Лоренцо Спина.

Полученный результат открывает возможность выявления систем аналогичных нашей через химический анализ звезд. В ближайшем окружении миллионы аналогов Солнца, однако без метода определения наиболее перспективных кандидатов поиск вокруг них Земли 2.0 напоминает «поиск иглы в стоге сена».

Больше по теме:   Звезды  Экзопланеты