На Европе подтверждено существование гейзеров

Астрономы с помощью космического телескопа «Hubble» получили подтверждение существования шлейфов водяного пара, извергающихся из-под поверхности спутника Юпитера.

Астрономы с помощью космического телескопа «Hubble» получили подтверждение существования шлейфов водяного пара, извергающихся из-под поверхности спутника Юпитера Европы. Наблюдение сохранило надежду ученых, что будущие миссии к Европе смогут взять пробы подповерхностного океана без бурения километров льда.

«Океан Европы считается одним из самых перспективных мест, которые потенциально могут поддерживать жизнь в Солнечной системе», – сказал Джеф Иодер, действующий помощник администратора Управления научных полетов NASA в Вашингтоне.

Шлейф, по оценкам, поднимается на 200 километров, а после выпадает дождем обратно на поверхность спутника. Европа имеет огромный океан, содержащий в два раза больше воды, чем присутствует на Земле, но она защищена чрезвычайно холодным и твердым льдом неизвестной толщины. Шлейф предоставляет манящую возможность собрать образцы воды без приземления и бурения льда.

Команда во главе с Уильямом Спарксом из Научного института космического телескопа (STScI) в Балтиморе (США) наблюдала проекцию выбросов в момент прохождения Европы перед Юпитером. Первоначальной целью Спаркса и его коллег было определение наличия у спутника тонкой атмосферы. Вскоре ученые поняли: если есть водяной пар, поднимающийся от поверхности Европы, это отличный способ увидеть его.

За 15 месяцев наблюдений команда обнаружила подобие шлейфа в 3 из 10 отдельных случаях транзита Европы по диску Юпитера. Работа предоставляет документы, подтверждающие существование водных гейзеров на Европе.

В 2012 году команда под руководством Лоренц Рот из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио (США) обнаружила доказательства водяного пара, извергающегося из холодного южного полюса Европы на высоту 160 километров. Несмотря на то, что обе команды использовали изображения космического телескопа «Hubble», каждая применяла совершенно независимый метод, и обе пришли к единому выводу.

До сих пор предполагается, что шлейфы могут быть весьма переменным явлением, а это означает, что они спорадически вспыхивают в течение некоторого времени, а затем замирают. Если эта информация подтвердится, Европа будет второй луной в Солнечной системе, имеющей шлейф водяного пара. В 2005 году «Cassini» обнаружил струи водяного пара и пыли, взмывающие над поверхностью Энцелада, спутника Сатурна.

Работа Спаркса и его коллег будет опубликована 29 сентября 2016 года в выпуске Astrophysical Journal.

Больше по теме:   Европа  Телескоп Хаббл