Обнаружен очень далекий квазар, который поможет раскрыть тайны ранней Вселенной

Ученые описывают наблюдение квазара PSO J352.4034-15.3373 (P352-15), необычайно яркого источника радиоволн, удаленного от Земли на 13 миллиардов световых лет.

Используя массив радиотелескопов VLBA, астрономам удалось получить изображение квазара на расстоянии почти 13 миллиардов световых лет от Земли, которое раскрывает дразнящие детали удаленного объекта и может дать сведения о физических процессах, происходящих в первых галактиках во Вселенной. Результаты исследования представлены в журнале Astrophysical Journal.

«Это самое подробное изображение очень яркого квазара на столь большом расстоянии», – говорит Эммануэль Момжиян из Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO).

Квазары – это галактики, содержащие в центрах сверхмассивные черные дыры. Мощное гравитационное притяжение таких гигантов захватывает окружающий их материал, образующий вокруг них вращающийся диск, из которого на околосветовой скорости в космос выбрасываются потоки частиц. Эти энергичные «двигатели» – яркие источники видимого света и радиоволн.

В своей работе ученые описывают наблюдение квазара PSO J352.4034-15.3373 (P352-15), необычайно яркого источника радиоволн для столь далекого объекта. Чрезвычайно острое «зрение» VLBA показало, что P352-15 разбит на три основных компонента, два из которых показывают дальнейшее разделение. Составляющие квазара удалены друг от друга примерно на 5000 световых лет.

«Мы видим P352-15 в эпоху, когда Вселенной было менее миллиарда лет, только около 7 процентов от ее нынешнего возраста. Это приближает нас к моменту, когда первые звезды и галактики повторно ионизовали нейтральные атомы водорода, которые пронизывали межгалактическое пространство. Теперь мы можем использовать открытый квазар в качестве фоновой «лампы» для измерения количества нейтрального водорода в те времена», – пояснил Крис Карилли из Национальной радиоастрономической обсерватории.

У астрономов есть два предположения, чем являются три отдельных ярких компонента P352-15. Первое заключается в том, что ядро ​​квазара, соответствующее расположению сверхмассивной черной дыры, находится на краю снимка, а два других ярких пятна – части одностороннего джета. С другой стороны, ядро может находиться в центре, а другие объекты – два сверхбыстрых потока частиц, выбрасываемых в противоположных направлениях. Но поскольку один из крайних объектов находится ближе остальных к квазару, видимому в оптическом диапазоне, первый вариант считается более вероятным.

«Яркость P352-15 и большое расстояние до него делают этот квазар уникальным инструментом для изучения условий и процессов, которые преобладали в первых галактиках во Вселенной. Мы с нетерпением ждем возможности разгадать его тайны, и последующие наблюдения помогут нам в этом», – заключил Крис Карилли.

Больше по теме:   Галактики  Черные дыры