Обнаружен «радиомост», соединяющий скопления галактик

Его протяженность составляет примерно 10 миллионов световых лет.

Наблюдая за двумя сливающимися скоплениями галактик в миллиарде световых лет от Земли, астрономы зафиксировали радиоизлучение от соединяющего их «моста» из плазмы, обнаруженного еще в 2012 году обсерваторией Европейского космического агенства «Planck». Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале Science.

«Нам впервые удалось зафиксировать радиоизлучение от материи в космической нити, раскрывающее присутствие межгалактического магнитного поля, что оспаривает современные теории, описывающие ускорение частиц в этих обширных областях пространства», – пишут авторы исследования.

Скопления галактик представляют собой самые массивные гравитационно-связанные структуры во Вселенной. Они содержат от сотен до тысяч звездных домов, а также огромное количество газа и темной материи. В пространстве между этими кластерами простираются галактические нити, которые вместе образуют огромную космическую сеть.

«Кластеры галактик зарождаются на стыке этих филаментов и разрастаются, накапливая космические объекты, которые падают в них, что создает магнитные поля и релятивистские частицы в газе», – рассказывают авторы исследования.

Наблюдая за двумя такими структурами в созвездии Овна, скоплениями Abell 0399 и Abell 0401, масса которых в 7570 триллионов и 930 триллионов превосходит солнечную соответственно, астрономы с помощью радиоинтерферометра LOFAR зафиксировали низкочастотное радиоизлучение моста из газа, соединяющего их.

«Это указывает на наличие магнитного поля и релятивистских электронов в нити космической сети, которая соединяет два кластера. Данные показали, что структура больше, чем можно объяснить стандартными моделями, поэтому это предполагает существование еще неизвестного нам механизма ускорения частиц, действующего в межгалактическом газе», – поясняют авторы исследования.

Ученые отмечают, что проведенное ими моделирование позволяет объяснить радиоизлучение повторным ускорением релятивистских электронов посредством ударных волн, генерируемых в результате слияния.

Больше по теме:   Галактики