Роберт Бенкен

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление в разделе Деймос

Опубликовано

Оказалось, что динозавры не «планировали» вымирать

Предыдущие исследования предполагают, что в конце мелового периода, еще до падения метеорита, динозавры уже были в сильном упадке.

Долгосрочные климатические изменения продолжительностью миллионы лет, происходившие на Земле в эпоху царствования динозавров, не оказывали на них сильного негативного влияния, заявляют ученые в исследовании, представленном в журнале Nature Communications.

«Результаты нашего исследования показывают, что динозавры в целом были приспособленными животными, которые могли справиться с экологическими изменениями и климатическими колебаниями, длившимися несколько миллионов лет на закате мелового периода. Они не были обречены на вымирание», – рассказывает Алессандро Кьяренса, ведущий автор исследования из Имперского колледжа Лондона (Великобритания).

Главными причинами вымирания динозавров 66 миллионов лет назад ученые считают столкновение Земли с астероидом и интенсивная вулканическая активность. Также ведутся споры о том, в каком состоянии пребывали динозавры в ту эпоху: были ли они в упадке из-за долгосрочных изменений климата, и катастрофические события лишь ускорили их смерть, или же процветали.

Предыдущие исследования, основанные на изучении окаменелостей и некоторых математических моделях, предполагают, что в конце мелового периода, еще до падения метеорита, динозавры уже были на грани исчезновения, и разнообразие их видов, а также общая популяция сильно сократились. Однако выводы, сделанные Алессандро Кьяренса и его командой, говорят об обратном.

В своей работе ученые сконцентрировались на Северной Америке, где сохранилось много свидетельств динозавров позднего мела, таких как тираннозавр рекс и трицератопс. В тот период континент был разделен на две части большим внутренним морем. В его западной половине происходило постоянное поступление отложений из недавно сформировавшихся Скалистых гор, что создавало идеальные условия для окаменения динозавров после их смерти. Напротив, в восточной половине континента были условия, гораздо менее подходящие для этих процессов.

Это привело к тому, что сегодня в западной половине Северной Америки обнаружено гораздо больше окаменелостей динозавров, чем в восточной. Именно такой перекос часто используется как аргумент в пользу сокращения их популяции и упадка за несколько миллионов лет до падения метеорита.

«Большая часть того, что мы знаем о позднемеловых североамериканских динозаврах, основана на исследовании района, который меньше, чем треть современного континента. Однако, нам также известно, что динозавры бродили по всей Северной Америке, от Аляски до Нью-Джерси и до Мексики. Поэтому, вместо использования данных окаменелостей, мы провели «моделирование экологической ниши», которое воспроизводит такие условия окружающей среды, чтобы каждый вид мог выжить», – пояснил Филип Мэннион, соавтор исследования из Имперского колледжа Лондона.

Затем команда нанесла полученные данные на карту и определила, где и в какой период времени на континенте царили благоприятные условия. Это позволило ученым воссоздать тот период и выявить регионы, в которых могли бы выжить динозавры.

«Места, где в конце мелового периода мог бы процветать целый ряд групп динозавров, были широко распространены, однако находились они в районах с низкой вероятностью сохранения окаменелостей. Это объясняет существующий перекос и показывает, что динозавры не были на грани исчезновения», – заключают исследователи.

Больше по теме:   Астероиды  Земля