Эндрю Морган

Джессика Меир

Последнее обновление 19 часов назад в разделе Астероиды

Опубликовано

На Луне найдены останки сверхновой

Примерно два миллиона лет назад неподалеку от Солнечной системы взорвалась сверхновая. Ее следы до сих пор можно обнаружить в виде изотопа железа на дне океана. Теперь ученые из Технического университета Мюнхена вместе со своими коллегами из США обнаружили повышенные концентрации этого «сверхнового» железа в образцах лунных пород. Они считают, что обе находки происходят от одного и того же взрыва.

Умирающая звезда заканчивает свою жизнь грандиозным взрывом, выбрасывая в космос новые химические элементы, созданные во время взрыва.

На глубоком дне Тихого океана была обнаружена увеличенная концентрация изотопа железа 60Fe. Это убедительное доказательство идеи о взрыве одной или более сверхновых около двух миллионов лет назад возле Солнечной системы, так как радиоактивный изотоп железа 60Fe практически всегда образуется при взрывах умирающих звезд. Период полураспада 60Fe составляет 2,62 миллиона лет, относительно недолго по сравнению с возрастом Солнечной системы. Исходя из этого, изотоп, образовавшийся во время рождения нашей системы давно бы истлел в стабильные элементы и не был бы обнаружен на Земле.

Образцы, в которых был идентифицирован изотоп 60Fe, были собраны и доставлены в ходе миссий Аполлон 12,15 и 16 между 1969 и 1972 годами.

Можно предположить, что 60Fe на Луне мог образоваться в результате бомбардировки космическими частицами, так как они не распадаются при столкновении с молекулами воздуха, как это происходит на Земле, а влияют на лунную поверхность, приводя к трансмутации элементов. Однако, такой процесс может объяснить лишь незначительную концентрацию 60fe.

«Мы предполагаем, что изотоп 60Fe найденный на Земле и в лунных образцах, имеет один и тот же источник. Данные залежи являются вновь созданным звездным веществом», – сказал физик Гюнтер Корщинек из Технического университета Мюнхена.

Ученые также смогли определить верхний предел для потока 60Fe, который мог бы достичь Луны. Это позволило исследователям определить расстояние до сверхновой, которое составило примерно 300 световых лет. «Это значение хорошо согласуется с недавно опубликованной в Nature теоретической оценкой», – добавил Гюнтер Корщинек.

Больше по теме:   Луна  Сверхновые