Посещая Луну, астронавты NASA находились в атмосфере Земли

Самая внешняя часть атмосферы нашей планеты простирается далеко за пределы лунной орбиты – в полтора раза больше расстояния до Луны.

Исследование, представленное в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics и основанное на наблюдениях обсерватории SOHO, показывает, что газообразный слой, окутывающий Землю, достигает 630 тысяч километров, что в 50 раз больше диаметра нашей планеты.

«Луна летит сквозь атмосферу Земли. Мы не знали об этом, пока не подняли наблюдения, проведенные более двух десятилетий назад космическим аппаратом SOHO», – говорит Игорь Балюкин из Института космических исследований РАН, ведущий автор исследования.

На самой границе атмосферы нашей планеты находится облако атомов водорода, называемое геокороной. Чувствительные датчики инструмента SWAN отследили водородную сигнатуру и точно определили, насколько далеко от Земли она распространяется.

Первый телескоп на Луне, установленный астронавтами миссии Apollo-16 в 1972 году, запечатлел эффектное изображение окружающей Землю геокороны, ярко светящейся в ультрафиолетовом свете. В то время астронавты еще не знали, что сами находились внутри газовой оболочки Земли.

Облако водорода

Солнце взаимодействует с атомами водорода через определенную длину волны ультрафиолета – Лайман-альфа. Поскольку этот тип света поглощается атмосферой Земли, его можно наблюдать только из космоса, что и было проведено обсерваторией SOHO из первой точки Лагранжа (L1), примерно в 1,5 миллиона километров от Земли к Солнцу.

Новое исследование показало довольно скудную плотность атомов водорода на расстоянии 60 тысяч километров над поверхностью Земли – около 70 атомов на кубический сантиметр, а на расстоянии Луны это число снижается до 0,2 атома. И хотя на Земле мы назвали бы это вакуумом, открытие позволило значительно расширить границы нашей атмосферы.

Обнаруженные частицы не представляют никакой угрозы для космических путешественников в будущих пилотируемых миссиях на орбите Луны. Тем не менее, геокорона Земли может создать помехи потенциальным астрономическим наблюдениям, проводимым в окрестностях спутника.