Александр Скворцов

Кристина Кох

Последнее обновление 1 день назад в разделе Красные карлики

Опубликовано

Ross 128 b – ближайшая к нам экзопланета с земным климатом

Открыта самая близкая к Земле планета, обращающаяся вокруг «спокойного» красного карлика, что повышает вероятность обнаружить на ней жизнь.

С помощью инструмента HARPS Европейской южной обсерватории (ESO) международная команда астрономов открыла землеподобную планету с умеренными температурными условиями на расстоянии всего 11 световых лет от Земли. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Ближайшая экзопланета с земным климатом

Новый мир получил обозначение Ross 128 b. После Proxima b это вторая по близости к нам землеподобная планета и самая близкая из тех, что вращаются вокруг неактивной красной карликовой звезды.

Маломассивная Ross 128 b проживает в системе самой «спокойной» из соседних звезд Ross 128, благодаря чему температурные условия на ней должны быть умеренными и температура ее поверхности, возможно, близка к температуре поверхности Земли.

«Это открытие стало результатом более чем десятилетнего интенсивного мониторинга с приемником HARPS в сочетании с современными методами обработки и анализа данных», – рассказывает Николя Астудильо-Дефру, один из авторов открытия из Женевского университета в Швейцарии.

Полученные данные указывают на то, что Ross 128 b находится в 20 раз ближе к своей материнской звезде, чем Земля к Солнцу (год на экзопланете длится 9,9 земных дней). Но так как ее звезда – тусклый и холодный красный карлик с температурой поверхности почти вдвое ниже солнечной, планета получает всего в 1,38 раз больше энергии, чем Земля получает от Солнца.

Согласно расчетам температура на поверхности Ross 128 b лежит в пределах от -60°C до +20°C. Однако на данный момент исследователям не удалось точно определить, вращается ли Ross 128 b внутри, снаружи или на границе обитаемой зоны.

Обитаемость миров у красных карликов

Красные карлики относятся к наиболее холодным и слабым звездам во Вселенной. Это делает их очень привлекательными объектами для поиска экзопланет, и они исследуются все чаще и подробнее. У таких звезд легче обнаружить маленькие холодные миры, похожие на Землю, чем у звезд типа Солнца.

На многих красных карликах периодически происходят вспышки, во время которых их планеты подвергаются жесткому ультрафиолетовому и рентгеновскому облучению, но Ross 128 гораздо более спокойная звезда, и поэтому ее планета является ближайшей к нам, на которой возможна жизнь.

Ross 128 b – наш сосед через 79 000 лет

Сейчас до звезды Ross 128 примерно 11 световых лет, но она движется в нашу сторону, и через 79 000 лет (в космических масштабах это просто мгновение) именно она станет нашей ближайшей космической соседкой, а планета Ross 128 b, а не Proxima b, будет ближайшей к Земле экзопланетой!

Изучение атмосфер

В последнее время астрономы открывают все больше и больше экзопланет с умеренной температурой поверхности, и следующей стадией их изучения должно стать подробное исследование структуры и химического состава их атмосфер.

Гигантским шагом вперед на к пути этому стало бы обнаружение в атмосферах ближайших к нам экзопланет биомаркеров (например, кислорода), и ученые очень надеются, что этот шаг будет сделан строящимся сейчас в ESO Чрезвычайно Большим Телескопом (ELT), одной из первых наблюдательных целей которого станет Ross 128 b.

Больше по теме:   ESO  Экзопланеты