Анатолий Иванишин

Иван Вагнер

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 21 час назад в разделе Звезды

Опубликовано

Тепловая карта поверхности Европы подтверждает наличие скрытого глобального океана

Ледяная луна Юпитера имеет испещренный трещинами поверхностный ландшафт, свидетельствующий о длинной истории геологической активности спутника.

Новая серия из четырех изображений Европы, полученная с помощью массива радиотелескопов ALMA, помогла астрономам создать первую глобальную тепловую карту этого ледяного спутника Юпитера. Снимки имеют исходное разрешение примерно 200 километров, достаточное для изучения взаимосвязи между поверхностными тепловыми изменениями и основными геологическими особенностями луны.

Исследователи сравнили новые наблюдения ALMA с тепловой моделью, основанной на наблюдениях космического аппарата «Galileo». Это позволило им проанализировать изменения температуры и построить первую глобальную карту тепловых характеристик Европы. Данные также показали загадочное холодное пятно в северном полушарии ледяной луны.

«Эти изображения ALMA действительно интересны, потому что они обеспечивают первую глобальную карту термической эмиссии Европы. Поскольку Европа – это океанический мир с потенциальной геологической активностью, температура ее поверхности представляет большой интерес, ведь именно она в состоянии ограничить регионы, подверженные глубинным процессам», – объясняет Саманта Трамбо, планетарный ученый из Калифорнийского технологического института (США) и автор статьи, опубликованной в Astronomical Journal.

Полученные данные также указывают на то, что под тонким покрывалом льда на Европе скрыт океан соленой воды, соприкасающийся с каменистым ядром. Кроме этого спутник имеет сравнительно молодую поверхность, возраст которой составляет от 20 до 180 миллионов лет, что указывает на работу еще неидентифицированных термических или геологических процессов.

В отличие от оптических телескопов, которые только обнаруживают солнечный свет, отраженный от планетарных тел, ALMA может улавливать тепловое излучение даже относительно холодных объектов в Солнечной системе, в том числе комет, астероидов и спутников. И это важная способность, поскольку температура поверхности Европы никогда не поднимается выше -160 ˚C.

«Изучение тепловых свойств Европы – уникальный путь к пониманию структуры ее поверхности», – заключает Брайан Батлер, астроном из Национальной радиоастрономической обсерватории в Сокорро в Нью-Мексико (США) и соавтор статьи.

Больше по теме:   ESO  Европа