Ученые хотят отправить «Ежей» изучать кометы и астероиды

Вероятно, ландшафты далеких астероидов и комет совсем негостеприимные: валуны, сыпучий щебень, трещины и глубокие впадины. Но это только предположение, так как вблизи их пока никто не видел. А теперь представим, что нам нужно отправить робота на эту неизведанную территорию, который при посадке может оказаться на краю кратера глубиной 1000 метров, а гравитация на этом небольшом космическом теле составляет лишь мизерную долю земной. И невозможно напрямую управлять роботом, потому что он находится на расстоянии 50 миллионов километров от нас и кружит, предположим, на противоположной стороне Марса. Как же должен выглядеть подобный робот?

Встречайте «Ежа», который мог бы стать нашем гидом по изучению малых тел Солнечной системы, таких как кометы и астероиды. Он был спроектирован в Стэнфордском университете доцентом аэронавтики и астронавтики Марко Павоне и аспирантом кафедры машиностроения Беном Хокменом. Этот робот не имеет колес для качения, не имеет роботизированных инструментов для захвата материала и не имеет ног для ходьбы. Он может лишь прыгать и кувыркаться по незнакомой нам местности.

Главной проблемой исследования роботами малых космических тел является низкая гравитация. И хотя уже несколько космических аппаратов побывало на астероидах и кометах, эти миссии имели лишь частичный успех, и в лучшем случае роботы изучали лишь те участки, в которых они приземлялись. «Ни один из таких зондов фактически не провел масштабное исследование небольшого космического тела», – сказал Марко Павоне.

В условиях микрогравитации колесные или гусеничные роверы, используемые на Марсе, почти наверняка оказались бы бесполезными – одно неловкое движение опрокинет их на спину, завершив миссию.

Вместо того, чтобы катиться, «Еж» использует свою особенность «непривязанности» к поверхности, перепрыгивая с места на место. Три маховика, размещенные внутри куба, имеют усиленную конструкцию, чтобы выдерживать удар при падении. По сути «Еж» кувыркается как гимнаст, преодолевая расстояния. В случае если робот закопается в песчаной воронке, он может выполнить маневр «торнадо», после которого он как штопор вылетит вверх, выбравшись из ловушки.

Проведя несколько опытных испытаний, исследователи доказали, что «Еж» может успешно выполнять маневры. Теперь необходимо проверить способность робота выполнять серию прыжков и вращений на пути к обозначенной цели, независимо от человеческого контроля.

«Независимость робота от ученых требует наличия мозга, который сообщит роботу, где он находится и каким маршрутом он должен пойти, чтобы добраться до цели. В Стенфорде мы разрабатываем навигационные алгоритмы, которые позволят двигаться «Ежу» разумно», – сказал Бен Хокмен.

Как сообщают ученые, есть надежда на то, что подобные «Ежу» роверы полетят в космос раньше, чем ожидалось. Вполне возможно, что они направятся в качестве вторичной полезной нагрузки очередной миссии, потенциальной целью которой может стать изучение двух спутников Марса.

Проект «Еж» осуществляется в рамках международного сотрудничества между исследователями из Стэнфордского университета, Массачусетского технологического института и Лаборатории реактивного движения (JPL) и финансируется NASA.

Больше по теме:   NASA  Астероиды  Кометы  Проекты