В сорока световых годах от Солнца открыта потенциально обитаемая экзопланета

Она является ближайшей к нам известной транзитной экзопланетой земного размера с умеренным климатом.

Используя космические телескопы NASA «Transiting Exoplanet Survey Satellite» (TESS) и ESA «Characterising Exoplanets Satellite» (CHEOPS), астрономы обнаружили экзопланету в системе одного из самых спокойных холодных красных карликов Gliese 12. Предполагается, что внесолнечный мир лишь немногим теплее Земли, а по размеру сопоставим с Венерой. Об интригующем открытии сообщается в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«На данный момент нам ничего не известно об атмосфере открытой экзопланеты, и мы рассматриваем три варианта: ее отсутствие, подобная земной, или как у Венеры с сильным парниковым эффектом. В первом случае расчетная средняя температура поверхности составляет 42 градуса по Цельсию, у Земли этот показатель равен 15 градусам по Цельсию», – рассказывают авторы открытия.

Получение ответа на важнейший вопрос о типе атмосферы у экзопланеты Gliese 12 b поможет определить, подходят ли ее климатические условия для существования на поверхности жидкой воды и, возможно, жизни. Помогать с этим будет космический телескоп «James Webb».

«Звезда-хозяйка экзопланеты Gliese 12 b почти в четыре раза меньше Солнца и на 40 процентов холоднее его. Однако и расстояние между ними составляется всего семь процентов расстояния от Земли до Солнца. Таким образом, Gliese 12 b получает на 60 процентов больше энергии, чем поступает на нашу планету, и около 85 процентов того, что получает Венера», – отметили авторы открытия.

Эта разница в звездной радиации важна, поскольку означает, что температура поверхности планеты сильно зависит от ее атмосферных условий. Атмосферы задерживают тепло и, в зависимости от типа, могут существенно изменять фактическую температуру поверхности.

«Считается, что первые атмосферы Земли и Венеры были удалены, а затем восполнены вулканическими выбросами газов и бомбардировками остаточным материалом в Солнечной системе. При этом Земля пригодна для жизни, а Венера нет из-за полной потери воды. Поскольку Gliese 12 b по температуре находится между ними, ее атмосфера могла бы многое рассказать нам о путях планет к обитаемости по мере их развития», – заключили авторы открытия.

Больше по теме:   ESA  NASA  TESS  Красные карлики  Экзопланеты