Зонд TGO миссии «ExoMars-2016» уходит на летние каникулы

Текущий статус миссии «ExoMars-2016» и результаты предварительных научных наблюдений обсуждались на очередной встрече рабочих групп миссии 27-28 июня в Институте космических исследований РАН.

Как сообщает пресс-служба Института космических исследований РАН, с 25 июня по 28 августа 2017 года аппарат «Trace Gas Orbiter» (TGO) приостанавливает процесс торможения с помощью верхних слоев атмосферы Марса. В этот период начинается «затмение» Марса Солнцем: для наблюдателя с Земли он постепенно заходит за нашу звезду, так что связь с аппаратом становится нестабильной и на некоторое время (конец июля – начало августа) прекратится совсем. Операции по торможению возобновятся 28 августа, их окончание планируется в апреле 2018 года.

В ходе встречи 27-28 июня в Институте космических исследований РАН обсуждались операции по управлению аппаратом и результаты включений научных приборов во время перелета и двух наблюдательных кампаний на высокоэллиптических орбитах, которые проводились в ноябре 2016 года и конце февраля – начале марта 2017 года.

Главной целью этих включений были калибровка приборов и проверка их функционирования после межпланетного перелета. Научная нагрузка аппарата TGO включает четыре приборных комплекса: CaSSIS (стереосъемка), ACS и NOMAD (спектрометрия атмосферы Марса), а также FREND (нейтронный телескоп для картирования распространенности водорода в грунте планеты). Результаты первых калибровочных включений показали, что приборы функционируют нормально и готовы к работе.

В ходе наблюдательных кампаний были получены снимки высокого разрешения с помощью комплекса камер CaSSIS. Оборудование работало штатно, некоторые проблемы возникли с программным обеспечением. Их планируется исправить в новой версии программного обеспечения, которая будет загружена на борт аппарата.

Спектрометрические комплексы ACS и NOMAD проводили наблюдения атмосферы Марса, преимущественно регистрируя отраженный от планеты солнечный свет. Были получены спектры марсианской атмосферы, которые сейчас анализируются, в том числе для того, чтобы определить чувствительность приборов. Оба спектрометрических комплекса, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, будут использоваться для поиска малых составляющих марсианской атмосферы — газов, концентрация которых может составлять всего несколько частиц на миллиард. Однако, именно эти газы, и прежде всего метан, могут быть признаком существующей биологической активности на поверхности Красной планеты.

Нейтронный спектрометр FREND регистрировал потоки энергичных частиц, в первую очередь галактических космических лучей, во время перелета и на высокоэллиптической орбите вокруг Марса. Главная задача прибора — наблюдения потоков нейтронов от поверхности планеты, которые свидетельствуют о наличии или отсутствии в подповерхностном слое воды. В комбинации с данными спектрометров эти данные могут оказаться интересными для изучения возможной обитаемости Марса.

Кроме этого, данные FREND помогут оценить радиационный фон на орбите вокруг планеты, в том числе во время солнечных вспышек. Это важная информация для будущих пилотируемых экспедиций.

В июле-августе 2017 года аппарат TGO вместе с Марсом для наблюдателя с Земли будет находиться за Солнцем, и радиосвязь с ним может нарушаться. По этой причине было решено приостановить процесс снижения орбиты. Связь с аппаратом пока остается, но ее используют в основном для поддержки его работоспособности и передачи телеметрической информации.

Сейчас TGO находится на более или менее стабильной эллиптической орбите, не задевающей верхние слои марсианской атмосферы. Когда аппарат выйдет из-за Солнца, перицентр орбиты будет снова снижаться, чтобы аппарат как будто «чиркал» об атмосферу, уменьшая свою скорость и одновременно высоту апоцентра (самой дальней точки орбиты). Этот процесс должен закончиться в апреле 2018 года, когда высота апоцентра орбиты достигнет 400 километров. После этого начнется этап ввода в эксплуатацию, за которым последуют научные наблюдения в рамках номинальной научной миссии.

Больше по теме:   ExoMars  Марс