Ученые обнаружили 18 редких «расплющенных» звезд, вращающихся с невероятной скоростью

Команда астрономов, используя данные космического телескопа «Kepler» и космической обсерватории «Swift», обнаружила несколько быстровращающихся звезд, производящих в 100 раз больше рентгеновских лучей, чем Солнце на пике своей активности. Под действием быстрого вращения светила принимают форму тыквы. «18 обнаруженных звезд в среднем совершают один оборот всего за несколько дней, в то время как Солнцу требуется почти месяц. Быстрое вращение усиливает деятельность, результатами которой являются, например, пятна и вспышки», – сказал Стив Хауэлл, научный сотрудник из исследовательского центра Эймса NASA.

Самый экстремальный член группы – оранжевый гигант KSw 71, более чем в 10 раз больше Солнца, вращается всего за 5,5 дней и производит рентгеновское излучение в 4000 раз мощнее.

По данным «Kepler» поверхностные температуры светил варьируются в диапазоне от чуть жарче до чуть холоднее, чем поверхность Солнца. В основном это звезды спектрального типа от F до K. Астрономы классифицируют эти объекты как гиганты и субгиганты, которые находятся на более высокой эволюционной стадии, чем наша звезда. В конечном итоге все они станут намного более крупными красными гигантами. Документ с подробными результатами исследования принят к публикации в Astrophysical Journal.

Сорок лет назад Рональд Уэббинк из университета штата Иллинойс (США) отметил, что тесные двойные системы не могут выжить после того, как запас топлива одной из звезд истощается, и она начинает увеличиваться. В итоге звезды сливаются, образуя единое быстровращающееся светило, изначально проживающее в так называемом диске «экскреции», который образуется из выброшенного при слиянии газа. Затем диск рассеивается в течение ближайших 100 миллионов лет, оставляя после себя очень активную быстровращающуюся звезду.

Стив Хауэлл со своими коллегами предполагает, что 18 звезд образовались по такому сценарию, а их диски рассеялись совсем недавно. Обнаружение такого количества светил, прошедших через эту космическую фазу развития, является настоящей находкой для ученых.

Главный редактор