Астробиологи выяснили, как на Марсе мог появиться органический углерод

Определение процессов, благодаря которым образуются органические углеродные соединения на Марсе, является важнейшим в понимании его эволюции и потенциальной обитаемости.

Анализ трех групп марсианских метеоритов показал, что органический углерод на Марсе, возможно, возник в ходе серии электрохимических реакций между соленой жидкостью и вулканическими минералами. Выводы ученых представлены в журнале Science Advances.

«Определение процессов, благодаря которым образуются органические углеродные соединения на Марсе, является важнейшим в понимании его эволюции и потенциальной обитаемости в прошлом и сейчас», – сказал Эндрю Стил, ведущий автор исследования из Института Карнеги (США).

Органические соединения содержат углерод и водород и иногда включают кислород, азот, серу и другие элементы. Их обычно связывают с жизнью, хотя они также могут быть созданы небиологическими процессами, известными как абиотический органический синтез.

В 2012 году Эндрю Стил возглавлял команду, которая обнаружила органический углерод в десяти марсианских метеоритах и доказала, что он действительно прибыл в них с Красной планеты, а не является земной примесью. Кроме этого, тогда ученые показали, что марсианский органический углерод небиологического происхождения.

Новая работа является следующим этапом предыдущего исследования, в котором команда пытается понять, как на Марсе появился органический углерод, если он не связан с живыми организмами.

Для начала ученые проанализировали три группы марсианских метеоритов, упавших на Землю в Марокко и Египте: Tissint, Nakhla и NWA 1950. Затем они показали, что в них заключен органический углерод, который абсолютно идентичен обнаруженному марсоходом «Curiosity».

Погрузившись в минералогию этих трех марсианских метеоритов и используя современные методы микроскопии и спектроскопии, ученые смогли определить, что органические соединения в них, вероятно, были созданы в ходе электрохимической коррозии минералов в марсианских породах под действием окружающих их соленых жидких рассолов.

«Открытие того, что природные системы могут образовывать естественную, приводящую к коррозии «батарейку», которая управляет электрохимическими реакциями между минералами и окружающей жидкостью, имеет серьезные последствия для астробиологии», – пояснил Эндрю Стил.

По мнению исследователей, подобный процесс может происходить везде, где магматические породы окружены рассолами, в том числе в подповерхностных океанах Европы, спутника Юпитера, и Энцелада, спутника Сатурна, а также в ранней истории многих планет, не исключая нашу.

Больше по теме:   Марс