Астрономы обнаружили самую безоблачную гигантскую экзопланету

Наблюдения за «горячим сатурном» WASP-96b с помощью 8,2-метрового Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (ESO) показали, что в его атмосфере отсутствуют облака. Открытие является важным шагом к пониманию планет за пределами Солнечной системы. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Мы проанализировали более двадцати транзитных спектров экзопланеты WASP-96b. Четкие подписи натрия указывают на то, что атмосфера этого далекого мира практически полностью свободна от облаков», – рассказывает Николай Николов, ведущий автор исследования из Университета Эксетера (Великобритания).

WASP-96b является типичным горячим гигантом, схожим по массе с Сатурном и превосходящим по размеру Юпитер на двадцать процентов. Он проживает на расстоянии 980 световых лет от Земли в созвездии Феникса и совершает один оборот вокруг солнцеподобной звезды за 3,4 земных дня.

Атомы и молекулы имеют уникальную спектральную характеристику, которая может быть использована для обнаружения их присутствия в атмосферах экзопланет. Полученный спектр WASP-96b показывает «полный» отпечаток натрия, который свойственен только свободным от облаков атмосферам.

Облака были обнаружены в атмосферах как самых горячих, так и самых холодных планет Солнечной системы и экзопланет. Наличие или отсутствие «пелены» и ее способность блокировать свет играют важную роль в общем энергетическом запасе планетарных атмосфер.

«Трудно предсказать, какая из атмосфер будет содержать плотные облака, поэтому, рассмотрев весь их диапазон, от очень облачных до почти безоблачных, как у WASP-96b, мы лучше поймем, что приводит к образованию облаков и из чего они состоят», – объясняет Джонатан Дж. Фортни, соавтор исследования из Калифорнийского университета (США).

Команда планирует продолжить изучение WASP-96b с помощью космических телескопов «Hubble» и «James Webb», а также различных наземных обсерваторий, чтобы найти спектральные отпечатки других молекул в безоблачной атмосфере планеты.