Астрономы получили доказательства присутствия сложной органики в океане Энцелада

Открытие указывает на то, что спутник Сатурна содержит все необходимое для зарождения и поддержания жизни.

Анализируя данные, собранные масс-спектрометрами на борту космического аппарата «Cassini», астрономы обнаружили доказательства присутствия больших, богатых углеродом органических молекул в гейзерах Энцелада. Исследователи считают, что химические реакции, происходящие в местах соприкосновения твердого пористого ядра с теплой водой подповерхностного океана, приводят к образованию этих сложных веществ. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Энцелад снова удивил нас. Ранее мы уже находили в его шлейфах простейшие органические молекулы, содержащие несколько атомов углерода, и это было очень интригующе. Теперь же мы обнаружили органические молекулы с массой более 200 атомных единиц, что более чем в десять раз тяжелее метана. Открытие показывает, что Энцелад является единственным телом в Солнечной системе, помимо Земли, которое удовлетворяет всем основным требованиям для зарождения и поддержания привычной нам жизни», – рассказывает Кристофер Глейн, соавтор исследования из Юго-Западного научно-исследовательского института (США).

За 13 лет нахождения в системе Сатурна космический аппарат «Cassini» совершил несколько облетов Энцелада, и траектория некоторых из них проходила вблизи и сквозь шлейфы материала, выбрасываемого из недр спутника. В ходе этих сближений два масс-спектрометра CDA и INMS проводили измерения частиц, попавших в их ловушку.

28 октября 2015 года, во время пролета сквозь шлейф, INMS обнаружил молекулярный водород, что вкупе с предыдущими измерениями предоставили доказательства существования глобального подповерхностного океана, окутывающего твердое ядро. Считается, что молекулярный водород в гейзере берет свое начало от геохимического взаимодействия между водой и породами в гидротермальных средах.

«Водород обеспечивает источник химической энергии, поддерживающей микробы, которые живут в океанах Земли вблизи гидротермальных источников. Как только вы определили потенциальный источник пищи для микробов, возникает следующий вопрос: какова природа сложных органических соединений в океане? Новая работа представляет собой первый шаг к этому пониманию», – пояснил Хантер Уэйт, соавтор исследования из Юго-Западного научно-исследовательского института (США).

Полученные результаты имеют большое значение для предстоящих исследований Энцелада. Космический аппарат, который в будущем отправится к спутнику Сатурна, должен быть оснащен масс-спектрометром высокого разрешения, чтобы иметь возможность проанализировать эти сложные органические молекулы и позволить понять их природу. «Мы должны быть осторожными, но интересно думать, что это открытие указывает на биологический синтез органических молекул на Энцеладе», – заключил Кристофер Глейн.

Больше по теме:   Cassini  Энцелад