Астрономы представили впечатляющие снимки колыбелей планет

В новом исследовании международная команда астрономов, возглавляемая Хеннингом Авенхаусом из Чилийского университета, представила первые снимки протопланетных дисков вокруг восьми звезд типа T Тельца.

Чтобы понять, как образуются планеты, важно изучить среду, в которой они формируются – протопланетные диски. Наша Солнечная система родилась из гигантского первичного газопылевого облака. Почти вся его масса ушла на формирование Солнца, а в оставшемся после этого вращающемся диске вследствие слипания и конденсации вещества появились на своих орбитах те самые планеты, которые мы видим на небе сегодня и на одной из которых живем.

До сегодняшнего дня из-за отсутствия мощных инструментов исследователи в основном опирались на данные, полученные в ходе наблюдений за окрестностями молодых светил типа Хербига (Ae/Be), возраст которых не превышает 10 миллионов лет, а массы варьируются от двух до восьми масс Солнца.

Звезды типа T Тельца, окружение которых, по мнению исследователей, схоже со средой, в которой рождалась Солнечная система, получали значительно меньше внимания. Однако с приходом инструмента «SPHERE», установленного на Очень большом телескопе Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, такие наблюдения стали возможны, так как он позволяет исследовать слабые источники.

В новой работе международная команда астрономов, возглавляемая Хеннингом Авенхаусом из Чилийского университета, представила первые снимки протопланетных дисков вокруг восьми звезд типа T Тельца. Изображения были получены в рамках программы DARTTS-S. Все наблюдаемые звезды проживают на расстояниях от 238 до 550 световых лет от Земли, их возрасты варьируются от 1 до 16 миллионов лет, а массы – от 0,7 до 1,5 масс Солнца.

Всего в ходе проекта ученые отобразили 29 протопланетных дисков вокруг звезд типа T Тельца, что составляет две третьих от всех целей DARTTS-S. И хотя исследование этой большой выборки все еще продолжается, уже получено несколько результатов.

Данные указывают на то, что размеры протопланетных дисков сильно различаются. Их структура не коррелируется с возрастом звезд, однако их объединяет одно важное свойство: в отличие от дисков, окружающих звезды типа Хербига (Ae/Be), у них не обнаружено спиральных структур, а вместо этого у семи из восьми присутствуют кольцевые. Самый протяженный протопланетный диск обнаружен у звезды IM Lup, а самый маленький у RU Lup, что несколько озадачило исследователей, так как их возрасты и массы идентичны.

Накапливая знания о протопланетных дисках, ученые шаг за шагом приближаются к пониманию того, как зарождающиеся планеты влияют на структуру дисков, в которых они формируются, а, значит, и к пониманию самого процесса образования планет, в том числе и в Солнечной системе.

Больше по теме:   Звезды  Фотографии