Обнаружено одно из древнейших скоплений галактик

Используя телескопы ALMA и APEX, астрономы заглянули в самую глубь Вселенной, во времена, когда ее возраст составлял лишь одну десятую нынешнего, и увидели зарождение гигантского галактического скопления: массового столкновения молодых галактик, в которых происходят вспышки звездообразования. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

«Совершенно непонятно, как это гигантское скопление разрослось до таких размеров. Оно не могло постепенно формироваться в течение миллиардов лет, так как у него просто не было на это времени», – рассказывает Тим Миллер, ведущий автор исследования из Йельского университета (США).

Современные теоретические и компьютерные модели предполагают, что такие массивные протоскопления должны были эволюционировать гораздо дольше и первые из них появились спустя примерно три миллиарда лет после Большого Взрыва. Но новые наблюдения дальних рубежей видимой Вселенной показали эти процессы в эпоху, когда она была вдвое моложе. Это стало сюрпризом для исследователей.

Зарегистрированное протоскопление галактик получило обозначение SPT2349-56. Свет от этого объекта начал свое путешествие к нам, когда возраст Вселенной составлял не более 1,4 миллиарда лет. Индивидуальные галактики в этой плотной «куче» переживают вспышки звездообразования, концентрация которого в столь компактной области очень велика: во всей молодой Вселенной никогда не наблюдалось такого высокого уровня активности. Каждый год здесь рождаются тысячи звезд, а в современном Млечном Пути – лишь одна.

«Сделанное на ALMA открытие – это лишь верхушка айсберга. Дополнительные наблюдения на телескопе APEX показывают, что реальное количество звездообразующих галактик, по всей вероятности, втрое больше. Продолжаются наблюдения с приемником MUSE, в процессе которых будут идентифицированы все компоненты мегаструктуры», – добавил Карлос Де Брек, астроном Европейской южной обсерватории.

Используя полученные данные, исследователи смогут смоделировать процесс формирования скоплений спустя менее чем 1,4 миллиарда лет после Большого Взрыва, что приблизит их к разгадке тайны процессов, которые заставили массивные галактики собираться вместе в столь раннюю эпоху Вселенной.

Больше по теме:   Галактики  Далекий космос