4K

Астрономы зафиксировали радиосигналы, указывающие на популяцию «скрытых» планет

Полярные сияния у красных карликов намекают на скрытые экзопланеты, однако сами внесолнечные миры пока не обнаружены.

Используя радиотелескоп LOFAR, астрономы зафиксировали сигналы, поступающие из систем 19 красных карликов, при этом для четырех из них они лучше всего объясняются присутствием «скрытых» планет, а не активностью самих звезд. Полученные данные и выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

«Большинство из изученных нами красных карликов активные, излучение которых легко объяснить. Однако четыре являются спокойными и не ожидается, что они будут генерировать подобные сигналы, если у них нет планеты, движущейся через их магнитное поле. Наше открытие является важным для радиоастрономии и потенциально, с введением в строй более мощных инструментов, может привести к открытию множества внесолнечных миров по всей Галактике», – рассказывает Бенджамин Поуп, соавтор исследования из Квинслендского университета (Австралия).

Известно, что планеты Солнечной системы, обладающие магнитным полем, испускают мощные радиоволны при его взаимодействии с солнечным ветром. Но, в случае с Юпитером, излучение намного сильнее, чем, например, у Земли, так как его вулканически активный спутник Ио выбрасывает в космос и насыщает окружающую среду частицами, вызывающими необычайно яркие полярные сияния.

В поисках объяснения зафиксированных сигналов от четырех спокойных красных карликов из выборки, астрономы разработали модель радиоизлучения звезд, взяв за основу увеличенную версию системы Юпитер–Ио, которая показала хорошее соответствие наблюдениям. Она рассматривает звезду с мощными полярными сияниями, порожденными взаимодействием ее магнитного поля с плазмой, выбрасываемой вращающейся вокруг нее планетой.

«Мы не можем быть на сто процентов уверены, что четыре из изученных нами звезд имеют планеты, но именно взаимодействие с ними – лучшее объяснение того, что мы зафиксировали. Для тестирования нашей модели необходимы дальнейшие наблюдения кандидатов, которые, возможно, выявят дополнительные признаки присутствия планет», – заключил Бенджамин Поуп.

Больше по теме:   Красные карлики  Экзопланеты