Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 21 час назад в разделе Астероиды

Опубликовано

Дефицит фосфора – еще один барьер для возникновения внеземной жизни

Фосфор – один из шести химических элементов, от которых зависят земные организмы.

Работа астрономов Кардиффского университета (Великобритания) предполагает высокую вероятность того, что в космосе существует недостаток химического элемента, необходимого для жизни. Доктора Джейн Гривз и Фил Сиган представили результаты исследования на Европейской неделе астрономии и космической науки в Ливерпуле.

Ученые искали фосфор (обозначается Р) во Вселенной из-за его влияния на земную жизнь. Фосфор – один из шести химических элементов, от которых зависят организмы на нашей планете. Он важен для соединения аденозинтрифосфата, используемого клетками для хранения и передачи энергии. Если фосфор отсутствует в других частях космоса, это затрудняет существование внеземной жизни. Астрономы только начали обращать внимание на космические истоки этого элемента и обнаружили немало сюрпризов. В частности, фосфор создается при вспышках сверхновых, взрывах массивных звезд.

Команда использовала Британский телескоп Уильяма Гершеля, расположенный на Канарских островах, чтобы наблюдать инфракрасный свет от фосфора и железа в Крабовидной туманности, остатке сверхновой, расположенном в 6500 световых годах от Земли в направлении созвездия Тельца. Фил Сиган, специалист по этим звездным остаткам, говорит: «Это только второе проведенное исследование фосфора. Первые наблюдения были нацелены на остаток сверхновой Кассиопея A, и теперь мы можем сравнить два звездных взрыва и посмотреть, выбрасывают ли они различные пропорции фосфора и железа. Первый элемент поддерживает жизнь, а второй – основная составляющая ядра нашей планеты».

Оказалось, что в рассмотренных частях Крабовидной туманности, которые изучили Джейн Гривз и Фил Сиган, гораздо меньше фосфора, чем в Кассиопея A. Вероятно, два взрыва отличаются друг от друга, потому что Кассиопея A является результатом взрыва редкой супермассивной звезды.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что материал, выброшенный в космос при взрыве сверхновых, может сильно различаться по химическому составу. «Маршрут переноса фосфора в новорожденные планеты выглядит довольно сомнительным. Мы думаем, что лишь несколько фосфорсодержащих минералов, которые пришли на Землю, вероятно, в метеоритах, были достаточно реактивными, чтобы участвовать в создании протобиомолекул», – отметила Джейн Гривз.

Если фосфор поступает из сверхновых, а затем путешествует через космос в метеоритных породах, не может ли молодая планета испытывать недостаток в реактивном фосфоре из-за места своего рождения около «неправильной» сверхновой? В этом случае жизни придется сильно побороться, чтобы возникнуть в условиях низкого содержания фосфора.

Исследователи продолжат поиски, чтобы установить, есть ли фосфор в других остатках сверхновых или этот элемент, столь важный для сложноорганизованной жизни, встречается еще реже, чем мы думали.

Больше по теме:   Далекий космос  Сверхновые