Алексей Овчинин

Канада

Энн МакКлейн

Последнее обновление 24 Jun в разделе NASA

Опубликовано 31 декабря 2018 года в 19:04

Формирующаяся звезда и искривленный протопланетный диск

Используя данные наблюдений массива радиотелескопов ALMA в Чили, исследователи впервые обнаружили искривленный диск вокруг молодой протозвезды, образовавшейся всего несколько десятков тысяч лет назад. Это подразумевает, что смещение планетарных орбит во многих планетных системах, в том числе и в нашей, может быть вызвано искажениями в формирующемся протопланетном диске на заре их существования. Исследование представлено в журнале Nature.

Планеты в Солнечной системе вращаются в плоскостях, которые не более чем на семь градусов отклонены от экватора Солнца. Установлено, что многие внесолнечные системы содержат экзопланеты, также не лежащие в одной плоскости. Одним из объяснений этого является то, что на одних из них могли повлиять столкновения с другими объектами в системе, на других – гравитационное взаимодействие звезд, проходящих мимо системы и смещающих планеты с первоначальной орбитальной плоскости.

Однако оставалась вероятность того, что образование миров за пределами «нормальной» плоскости фактически может быть вызвано искривлением звездообразующего облака, из которого они родились. И вот, свежие изображения протопланетных дисков фактически показали такое искривление, но до сих пор не было ясно, насколько рано оно возникло.

Исследовательская группа из Института физико-химических исследований и Университета Чиба (Япония) под руководством Нами Сакаи обнаружила, что L1527 (младенческая протозвезда, все еще находящаяся внутри облака) имеет диск, состоящий из двух частей, вращающихся в разных плоскостях. Юное светило находится на расстоянии 450 световых лет от Солнца в Облаке Тельца, и диск его все еще продолжает расти.

Наблюдение показывает, что смещение планетарных орбит может быть вызвано структурной деформацией системы на самых ранних этапах формирования ее миров. Астрономам придется исследовать больше младенческих систем, чтобы определить, насколько обычно такое явление.

Остается вопрос, что вызвало перекос диска. Авторы работы предлагают два разумных объяснения:

• неравномерность потока газа и пыли в протозвездном облаке сохраняется длительное время и в итоге проявляется в искривлении диска;
  • магнитное поле протозвезды находится в плоскости отличной от плоскости вращения диска, и внутренняя часть диска смещается к плоскости магнитного поля.

Японские ученые продолжат работу, чтобы определить, какой именно процесс отвечает за раннюю деформацию протопланетного диска.

Больше по теме:   Звезды  Экзопланеты