«Hubble» рассмотрел «спицы» в кольцах Сатурна

Их наблюдение большая удача, так как они являются очень скоротечным явлением.

На снимке Сатурна, полученном космическим телескопом «Hubble» 22 октября 2023 года с расстояния 1365 миллионов километров, в кольцах планеты замечены клиновидные объекты – «спицы», – явление, впервые обнаруженное миссией NASA «Voyager 2» в далеком 1981 году.

«Спицы, появляющиеся время от времени, недолговечны, и с момента образования до полного «растворения» они успевают сделать два-три оборота вокруг Сатурна. Мониторинг этого явления на протяжении нескольких лет позволяет предположить, что частота формирования, количество и яркость спиц зависит от времени года на газовом гиганте. Из-за наклона оси вращения на Сатурне, как и на нашей планете, происходит смена времен года, и продолжительность одного сезона на нем длится примерно семь земных лет», – рассказывают участники наблюдений.

В этом году спицы образовались по обе стороны планеты одновременно, хотя два года назад они наблюдались только на «утренней» (левой) стороне колец. Несмотря на то, что по сравнению с Сатурном объекты выглядят маленькими, их протяженность может превышать диаметр Земли.

«Ведущая теория заключается в том, что это явление связано с взаимодействиями между мощным магнитным полем Сатурна и Солнцем: электростатические силы поднимают пыль или лед над кольцом, образуя спицы. Однако по прошествии нескольких десятилетий ни одна модель не может точно предсказать образование спиц, но продолжающиеся наблюдения «Hubble» в конечном итоге должны помочь разгадать эту тайну», – заключили участники наблюдений.