«James Webb» впервые обнаружил водяной пар в коме кометы главного пояса

Однако обнаружение воды сопряжено с новой загадкой: в отличие от других комет, в атмосфере кометы 238P/Read не выявлено углекислого газа.

Космический телескоп «James Webb» обнаружил водяной пар в окружении кометы 238P/Read, которая проживает в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Находка доказывает, что вода, оставшаяся с момента зарождения Солнечной системы, сохранилась в замороженном виде в этом регионе. Об открытии сообщается в журнале Nature.

«Наш наполненный водой мир, изобилующий жизнью и, насколько нам известно, уникальный во Вселенной, является чем-то вроде тайны – мы не знаем точно, как вода попала на Землю. Решение этой загадки и раскрытие истории распределения воды в Солнечной системе поможет нам понять другие планетные системы и выяснить, могут ли они стоять на пути к созданию мира, подобного Земле», – рассказывают авторы исследования.

Комета 238P/Read относится к малочисленному семейству комет главного пояса. Их происхождение на данный момент неясно, так как на протяжении долгого времени считалось, что все ледяные гостьи приходят к нам из пояса Койпера и облака Оорта, которые расположены за орбитой Нептуна и где их льды могли сохраняться на протяжении миллиардов лет вдали от Солнца.

«Мы предполагали, что первичный водяной лед может находиться в более теплом поясе астероидов, но до сегодняшнего дня у нас не было доказательств. Ранее нам уже удавалось фиксировать объекты в главном поясе со всеми характеристиками комет, но только с точными спектральными данными «James Webb» мы можем c уверенностью сказать, что именно водяной пар создает видимые кому и хвост у кометы 238P/Read», – отметили авторы исследования.

Большим сюрпризом в данных «James Webb» стало отсутствие углекислого газа в окружении кометы 238P/Read. Обычно двуокись углерода составляет около десяти процентов летучего материала на таких объектах, который может легко испаряться под воздействием солнечного тепла. Астрономы рассматривают два возможных объяснения этой загадки, одно из которых заключается в том, что изначально комет 238P/Read содержала углекислый газ, но с течением времени потеряла его из-за высоких температур в главном поясе астероидов.

«Пребывание в поясе астероидов могло способствовать потере углекислого газа, так как он улетучивается быстрее, чем водяной лед. Или, возможно, комета 238P/Read сразу сформировалась в особенно теплом кармане Солнечной системы, где не было углекислого газа», – пояснили авторы исследования.

В дальнейшем астрономы планируют исследовать другие кометы главного пояса, чтобы выяснить, характерно ли для них отсутствие углекислого газа и обилие водяного льда.