Анатолий Иванишин

Кристофер Кэссиди

Последнее обновление 8 часов назад в разделе ESO

Опубликовано

Когда звезды отбрасывают тень

Космический телескоп «Hubble» захватил часть чудесной туманности Змеи, освещенную звездой HBC 672. Молодое светило отбрасывает на туманность яркую тень, прозванную Летучей Мышью, раскрывая контрольные признаки своего невидимого протопланетного диска.

Туманность, расположенная в «хвосте» созвездия Змеи примерно в 1300 световых годах от Земли, представляет собой отражательную туманность, которая обязана большей частью сияния свету, излучаемому звездами, такими как HBC 672. На этом изображении «Hubble» привлек внимание к двум огромным конусообразным теням, исходящим от молодого светила.

Колоссальные полосы на туманности Змеи связаны с протопланетным диском, окружающим HBC 672. Плотно прижавшись к звезде, он создает внушительную тень, примерно в 200 раз больше диаметра Солнечной системы. Явление похоже на тень, образованную абажуром лампы: свет выходит сверху и снизу, но влево и вправо распространяются темные конусы.

Сам протопланетный диск настолько мал и далек от Земли, что даже мощный космический телескоп не может непосредственно рассмотреть его. Тем не менее, теневая функция раскрывает детали формы и его природы диска.

В то время как большая часть тени полностью непрозрачна, ученые определяют цветовые различия по ее краям, пропускающим некоторое количество света. Используя форму и цвет тени, они могут оценить размер и состав пылевых зерен в диске.

Вся туманность Змеи может быть покрыта такими теневыми зонами. Она окутывает сотни молодых звезд, многие из которых также находятся в процессе формирования планет в протопланетном диске. Тем не менее такая удачная комбинация угла обзора диска и окружающей туманности встречается редко.

Ценные идеи о протопланетных дисках вокруг молодых звезд позволяют астрономам изучать наше прошлое. Система планет, в которой мы живем, когда-то вышла из аналогичного протопланетного диска, когда Солнцу было всего лишь несколько миллионов лет. Изучая эти отдаленные объекты, мы раскрываем образование и эволюцию собственного космического дома.