Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Кометы

Опубликовано

Компактные многопланетные системы не фанаты «хэви-метал»

Ученые выявили взаимосвязь размера и количества планет на орбите звезды с ее металличностью.

Исследователи из Йельского университета (США) обнаружили, что компактные системы с несколькими планетами с большей вероятностью образуются вокруг звезд с меньшим количеством тяжелых элементов, чем у Солнца, что мешает многим проектам, которые на текущий момент сфокусированы на звездах с более высокой металличностью. Статья представлена в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Научная группа рассмотрела 700 звезд и окружающие их планеты. Исследователи принимали в роли тяжелых металлов любые элементы тяжелее гелия, в том числе железо, кремний, магний и углерод, то есть основные составляющие маленьких каменистых миров. Они выявили множество компактных многопланетных систем вокруг звезд с низкой металличностью, из чего можно сделать сразу несколько выводов.

Во-первых, это может указывать на то, что существует гораздо больше таких систем, чем предполагалось ранее. До недавнего времени исследовательские инструменты не обладали необходимой точностью для обнаружения малых планет и вместо этого фокусировались на поиске планет-гигантов. Теперь, с появлением таких технологий, как Extreme Precision Spectrometer (EXPRES), разработанный командой Йельского университета, астрономы могут обнаруживать небольшие миры.

Во-вторых, новое исследование предполагает, что компактная структура может быть определяющим признаком первичного типа планетарных систем, что делает их идеальным местом для поиска жизни за пределами Солнечной системы.

Еще в 2005 году было установлено, что более высокая металличность звезд увеличивает вероятность образования огромных планет, подобных Юпитеру. Открытие обеспечило существенную поддержку модели расширения ядра при формировании газовых гигантов. Понимание рождения и эволюции относительно небольших планет на тот момент было недоступно.

«Наш удивительный результат, что компактные системы с несколькими малыми мирами более вероятны вокруг звезд с низкой металличностью, предлагает новый важный ключ к изучению самого распространенного типа планетарных систем в нашей Галактике», – сообщил соавтор работы Сонгху Ванг.

Далее команда планирует исследовать связь между железом и кремнием при рождении планет, поскольку текущая работа также показывает высокое соотношение этих элементов в звездах с меньшей металличностью. «Кремний может оказаться «секретным ингредиентом». Пока мы видим, что отношение кремния к железу действует как термостат в образовании планет: чем оно выше, тем больше малых миров зарождается на орбите звезды», – заключила профессор Дебра Фишер.