Александр Скворцов

Ник Хейг

Кристина Кох

Последнее обновление в разделе Экзопланеты

Опубликовано

Локализован древний кратер от падения километрового метеорита

Было довольно зрелищно, когда этот большой космический камень поразил пустынный ландшафт, раскидав пыль и обломки по обширной территории.

Команда геологов установила местоположение кратера от падения метеорита диаметром около одного километра, который оставил после себя крупнейший на территории современной Великобритании кратер. Выводы ученых представлены в журнале Journal of the Geological Society.

«Первое свидетельство древнего удара, произошедшего 1,2 миллиарда лет назад близ Аллапула на северо-западе Шотландии, было получено еще в 2008 году. Оно предполагало, что ударный кратер, образованный метеоритом диаметром примерно километр, находится близко к побережью, но его местонахождение оставалось загадкой. Теперь нам удалось довольно точно определить границы образованного гостем из космоса углубления, которое оказалось удалено на 15-20 километров к северо-западу от залива Энард и похоронено под водой и молодыми породами», – пишут авторы исследования.

Чуть более миллиарда лет назад большая часть жизни на Земле все еще обитала в океанах, а на поверхности не было растений. В то время Шотландия была расположена довольно близко к экватору и скорее напоминала пустыню. «Пейзаж чем-то был похож на марсианский, когда на поверхности Красной планеты была вода в жидком виде», – отмечают исследователи.

В далеком прошлом Земля и другие планеты «страдали» от ударов метеоритов – обломков, оставшихся от образования Солнечной системы. Однако существует вероятность того, что подобное событие может произойдет в будущем, учитывая плавающее сегодня в пространстве количество фрагментов астероидов и комет.

Считается, что относительно безопасные встречи с космическими камнями диаметром всего несколько метров распространены и в среднем происходят раз в 25 лет. Падения же метеоритов размером около километра и более случаются раз в 100 тысяч – миллион лет, однако оценки разнятся. Одна из причин этого в том, что наши наземные данные о крупных воздействиях неполны, поскольку кратеры стираются в результате эрозии и тектоники плит.

«Породы, выкопанные во время гигантского удара, редко сохраняются на поверхности, потому что она быстро разрушается, так что это действительно захватывающее открытие. Наш метеорит совершенно случайно и крайне удачно для нас приземлился в древней рифтовой долине, где свежий осадок быстро покрыл обломки, сохранив их. Было довольно зрелищно, когда этот большой космический камень поразил пустынный ландшафт, раскидав пыль и обломки по обширной территории», – заключают исследователи.

Нанести на карту предполагаемый кратер геологам позволила комбинация полевых наблюдений, распределение обломков горных пород, а также расположение магнитных частиц. В дальнейшим ученые планируют провести детальную геофизическую съемку в целевой зоне, что поможет им точнее очертить шрам от падения метеорита.

Больше по теме:   Астероиды  Земля