Открыта уникальная экзопланета в «пустыне нептунов»

Раскаленный мир располагается настолько близко к своей звезде, что должен был уже давно лишиться своей атмосферы. Однако он все еще ее сохраняет.

Используя наземный инструмент для поиска внесолнечных миров методом транзита «The Next Generation Transit Survey» (NGTS), установленный в Европейской южной обсерватории (ESO) на севере Чили, астрономы обнаружили уникальную «невозможную» экзопланету, которая сопоставима по размеру с Нептуном, располагается очень близко к своей звезде, но при этом еще не лишилась плотной атмосферы. Исследование, описывающее открытие, представлено в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Эта планета – настоящий «крепкий орешек». Она находится в той зоне, где ожидается, что миры размером с Нептун не могут выжить», – рассказывает Ричард Уэст, ведущий автор исследования из Уорикского университета (Великобритания).

«Пустыней нептунов» называется область вблизи звезд, где ранее не было найдено ни одной планеты, сопоставимой по размеру с нашим одноименным ледяным гигантом. Миры, располагающиеся в этой зоне, получают сильнейшее излучение от звезды и, как предсказывают модели, не могут удержать свою атмосферу, которая попросту испаряется. В итоге от планеты остается лишь каменистое ядро.

Однако, вновь открытая NGTS-4b, которая на 20% меньше Нептуна, в 20 раз массивнее нашей планеты, совершает один оборот вокруг своей звезды всего за 1,3 земных дня и раскалена более чем до тысячи градусов Цельсия, все еще удерживает свою газовую оболочку. При этом ее звезда, удаленная от Земли на  920 световых лет, лишь немногим уступает по своим характеристикам Солнцу.

Исследователи полагают, что NGTS-4b, получившая неофициальное название «невозможная» планета, является изгоем, и совсем недавно (в течение последнего миллиона лет) переместилась в пустыню нептунов под влиянием своих соседей. С другой стороны, этот раскаленный мир изначально мог быть просто гораздо крупнее, и его атмосфера все еще испаряется.

«Обычно при поисках внесолнечных планет с земли телескопы в состоянии заметить транзиты глубиной не менее 1%, но инструменты NGTS подняли эту планку до удивительных 0,2%. Сейчас мы собираем новые данные, чтобы выяснить, существуют ли аналогичные миры в пустыне нептунов, возможно, раньше мы их просто не замечали. Похоже пустыня зеленее, чем принято считать», – заключил Ричард Уэст.