1K

Период ослабления магнитного поля Земли повлиял на эволюции жизни

Ослабленное магнитное поле, возможно, позволяло большему количеству водорода улетучиваться в космос. Это привело к увеличению процентного содержания кислорода, что, в свою очередь, стало толчком к разнообразию типов и сложности организмов.

Необычное снижение напряженности магнитного поля Земли в период между 591 и 565 миллионами лет назад стало причиной значительного повышения уровня кислорода в атмосфере и океанах, что отразилось на эволюции некоторых из самых ранних сложных организмов, заявили ученые в исследовании, представленном в журнале Communications Earth & Environment.

«Между 600 и 540 миллионами лет назад жизнь на Земле состояла из мягкотелых организмов, известных как эдиакарская биота, самых ранних сложных многоклеточных животных. Летопись окаменелостей показывает, что эти организмы значительно разнообразились по сложности и типу между 575 и 565 миллионами лет назад, и, как считается, это связано со значительным повышением уровня кислорода в атмосфере и океанах Земли, которое пришлось на тот же период», – рассказывают авторы исследования.

В рамках исследования ученые проанализировали магнитные свойства 21 кристалла плагиоклаза, извлеченного из горной породы возрастом 591 миллион лет в Бразилии. Они содержат крошечные магнитные минералы, которые сохраняют интенсивность магнитного поля Земли в момент их образования.

«Анализ показал, что в момент их образования магнитное поле Земли было самым слабым из когда-либо зарегистрированных – примерно в 30 раз слабее как текущей напряженности магнитного поля, так и измеренной для аналогичных кристаллов, образовавшихся примерно 2 миллиарда лет назад», – пояснили авторы исследования.

Объединив полученные результаты с предыдущими измерениями, ученые установили, что магнитное поле Земли было на аналогичном слабом уровне по меньшей мере 26 миллионов лет – с 591 по 565 миллионов лет назад, – что совпадает с периодом увеличения содержания кислорода в атмосфере и океанах Земли.

«Ослабленное магнитное поле, возможно, позволяло большему количеству водорода улетучиваться в космос. Это привело к увеличению процентного содержания кислорода, что, в свою очередь, стало толчком к разнообразию типов и сложности организмов», – заключили авторы исследования.