Пыльные бури ускоряют убегание воды с Марса в космос

Древний Марс был влажной планетой – русла рек и береговые линии рассказывают о временах, когда обильная жидкая вода свободно протекала по его поверхности.

Исследование, опубликованное в журнале Science, обнаружило доказательства того, что вода на Марсе напрямую транспортируется в верхние слои атмосферы, где она превращается в атомарный водород, который уходит в космос. По словам авторов, эта закономерность более очевидна во время пыльных бурь, включая глобальную пыльную бурю 2018 года.

«Сезонная доставка воды в верхние слои атмосферы, вызванная пыльными бурями, могла сыграть существенную роль в эволюции марсианского климата от теплого и влажного состояния миллиарды лет назад к холодной и сухой планете, которую мы наблюдаем сегодня», – сообщает ведущий автор исследования Шейн Стоун из Аризонского университета в Тусоне (США).

Когда-то Марс был влажной планетой – древние русла рек и береговые линии рассказывают о временах, когда обильная жидкая вода свободно протекала по поверхности. Хотя на Красной планете все еще есть вода, большая ее часть сохранилась в ледяных полярных шапках, а в атмосфере присутствуют лишь следовые количества водяного пара, который медленно превращается в водород и улетает в космос. Этот процесс, продолжающийся и сегодня, постепенно удалил воду с планеты в течение нескольких миллиардов лет.

Модели предполагают, что вода преобразуется в водород на более низких высотах перед транспортировкой в верхние слои атмосферы. Используя измерения, проведенные космическим аппаратом MAVEN, пролетавшим через верхние слои марсианской атмосферы, планетологи обнаружили воду на больших высотах, чем ожидалось. Результаты показывают, что вода транспортируется непосредственно в верхние слои атмосферы и уже там превращается там в атомарный водород в результате реакций с атмосферными ионами. Авторы также обнаружили, что обилие воды в верхних слоях атмосферы Марса изменяется в зависимости от сезона, достигая пика летом на юге и усиливаясь во время пыльных бурь.

Больше по теме:   Марс