Резервуары соленой воды под марсианской поверхностью могут вызывать сезонные оползни

На современном Марсе нет морей и океанов, однако данные орбитальных миссий предполагают, что на планете присутствует большое количество скрытых резервуаров с водой.

Лабораторные эксперименты показали, что резервуары соленой воды, скрывающиеся под поверхностью Марса, могут вызывать сезонные оползни. Результаты исследования представлены в журнале Science Advances.

«На пыльных равнинах и склонах Красной планеты продолжают разворачиваться динамичные геологические события, такие как сезонные оползни, и наше моделирование показывает, как химические реакции с участием солей и таяние подповерхностных льдов могут вызывать их», – рассказывают авторы исследования.

На современном Марсе нет морей и океанов, однако данные орбитальных миссий предполагают, что на планете присутствует большое количество резервуаров с водой, скрытых под поверхностью. В местах, где рассолы граничат с породами, протекает большинство химических реакций. Кроме этого, по мнению ученых, эти резервуары также могут управлять несколькими геологическими процессами на поверхности планеты. Например, вносить вклад в сезонные потоки, которые появляются на крутых склонах Марса в самые теплые сезоны.

«Оползни на Марсе могут быть вызваны процессами, аналогичными тем, что наблюдаются в Сухих долинах Мак-Мердо, районе Антарктиды с отложениями, богатыми солями, которые влияют на химическую активность поверхностных почв», – считают авторы исследования.

В рамках исследования ученые смоделировали марсианский подповерхностный рассол в лаборатории, подвергая измененный вулканический материал воздействию воды и сульфатных и хлоридных солей. Эксперименты приводили к образованию тонких подвижных пленок «слякоти», аналоги которых на Марсе, вероятно, могли расширяться и сжиматься в течение длительного периода времени, ослабляя хрупкую поверхность и в конечном итоге приводя к оползням.

«В будущем наша модель может быть протестирована в полевых условиях, когда мы отправим миссию на Марс к месту, которое демонстрирует доказательства свежих сезонных потоков на склонах», – заключили авторы исследования.

Больше по теме:   Марс