Телескоп «Hubble» прокладывает путь к первому в истории обнаружению экзолуны

Используя космические телескопы «Kepler» и «Hubble», астрономы собрали убедительные доказательства существования необычного спутника размером с Нептун, вращающегося вокруг газового гиганта на расстоянии 8000 световых лет от Земли. Выводы ученых представлены в журнале Science Advances.

«Если наши расчеты подтвердятся последующими наблюдениями «Hubble», то это станет первым обнаружением луны за пределами Солнечной системы. Такое открытие даст новые подсказки о рождении планетных систем и, возможно, заставит теоретиков пересмотреть модели формирования спутников вокруг планет», – рассказывает Дэвид Кипинг, соавтор исследования из Колумбийского университета (США).

В поисках экзолун исследователи проанализировали данные о 284 экзопланетах, обнаруженных «Kepler», которые находятся на относительно продолжительных орбитах вокруг своих звезд с периодами более 30 земных дней. Среди них астрономы обнаружили один интересный экземпляр, Kepler 1625b, который демонстрировал интригующие аномалии.

«Мы увидели небольшие отклонения и колебания на кривой блеска, которые привлекли наше внимание», – добавил Дэвид Кипинг.

Полученные результаты стали достаточными для того, чтобы команда астрономов добилась 40 часов наблюдательного времени на телескопе «Hubble», который получил в четыре раза более точные данные, чем «охотник» за экзопланетами. Исследователи контролировали планету до и во время ее 19-часового транзита по диску звезды, после которого «Hubble» обнаружил второе и гораздо меньшее падение яркости светила спустя 3,5 часа, что согласуется с «луной, идущей за планетой, как собака на поводке за хозяином». К сожалению, запланированные наблюдения закончились прежде, чем ученым удалось измерить полный транзит спутника.

«Внеземная цивилизация, наблюдающая за Землей и Луной, пересекающими диск Солнца, заметит аналогичные аномалии в кривой света», – объяснил Дэвид Кипинг.

Спутник Kepler 1625b l, по оценкам астрономов, более чем в 60 раз «легче» его планеты-хозяйки, которая в несколько раз массивнее Юпитера. Эти значения близки к массовому отношению между Землей и Луной. Но в случае c нашей системой спутник, вероятно, сформировался из материала, который был выброшен в ходе столкновения планеты с крупным космическим телом. Такой сценарий не подходит для экзопланеты Kepler 1625b и ее луны, поскольку они являются газообразными, а не скалистыми, и катастрофическое столкновение не могло привести к рождению Kepler 1625b l.

В дальнейшем астрономы планируют нацелиться на гигантские планеты, которые находятся дальше от звезд, чем Земля от Солнца. В базе данных «Kepler» есть лишь несколько таких кандидатов, и ученые надеются, что будущий космический телескоп NASA «James Webb» сделает настоящий прорыв в поиске экзолун и сможет рассмотреть самые крошечные из них.

Стоит отметить, что эта аномалия в данных может быть вызвана гравитационным притяжением гипотетической второй планеты в системе, хотя «Kepler» и не обнаружил доказательств существования других миров на орбите Kepler 1625.

Больше по теме:   Кеплер  Телескоп Хаббл  Экзопланеты