Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 2 дня назад в разделе Астероиды

Опубликовано

У близких к Солнцу звезд открыто шесть испаряющихся планет

Используя новаторский метод поиска экзопланет, астрономы обнаружили шесть раскаленных внесолнечных миров, проживающих в трех звездных системах. Все они расположены крайне близко к своим светилам и разогреты до температур от 1100 до 1800 градусов по Цельсию, под действием которых испаряются не только их атмосферы, но и поверхности. Три исследования (раз, два, три), описывающие открытия, представлены в журнале Nature Astronomy.

«Эти находки очень перспективны. Они помогут нам лучше понять связь между массой, размером и составом планет, а также многое расскажут об их формировании в целом», – рассказывает Кэрол Хэсвелл из Открытого университета (Великобритания), принимавшая участие во всех трех исследованиях.

За последнее десятилетие, прорывное в части обнаружения экзопланет, стало ясно, что в системах, отличных от нашей, миры могут располагаться очень близко к своим звездам. Опираясь на это, Кэрол Хасвелл и ее коллеги разработали новый метод их идентификации, базирующийся на процессе абляции: если объект вращается очень близко к светилу, его атмосфера разрушается и испаряется, что приводит к рассеиванию облака газа.

Применив новаторский подход, ученым удалось определить несколько звездных систем, в которых были замечены следы уноса вещества с планет под действием излучения. Затем они провели исследование трех кандидатов с использованием одного из традиционных методов поиска внесолнечных миров: радиальных скоростей. В результате астрономы обнаружили экзопланеты у всех из них.

Системы получили обозначение DMPP-1, DMPP-2 и DMPP-3 по названию проекта «Dispersed Matter Planet Project», в рамках которого были открыты. В первой располагается три каменистых экзопланеты с массами от трех до десяти земных и аналог Нептуна с продолжительностью года всего 20 земных суток.

«Система DMPP-1 обладает действительно важным набором: три планеты малой массы, состав которых мы можем определить», – добавил Даниэль Стааб из Открытого университета, также принимавший участие во всех трех исследованиях.

Во второй системе проживает гигантская экзопланета DMPP-2b, которая совершает один оборот вокруг своей звезды за пять земных суток и обладает массой вдвое меньшей, чем Юпитер. Астрономы отмечают, что в предыдущих исследованиях этот внесолнечный мир был упущен из виду из-за пульсаций его звезды, которые скрывали сигнатуру гравитационного влияния экзопланеты.

Наиболее интересной из трех, как признаются авторы открытий, стала двойная система DMPP-3. В ней располагается суперземля DMPP-3Ab, которая вращается вокруг наиболее крупной звезды DMPP-3A. Ее масса оценивается в 2,6 земных, а продолжительность года – в 7 земных суток.

«Система DMPP-3 стала огромным сюрпризом для нас. Мы искали крошечный сигнал, указывающий на планету малой массы, но сначала обнаружили звезду-компаньона, которую не ожидали увидеть, а уже затем внесолнечный мир!» – заключил Джон Барнс из Открытого университета, соавтор двух исследований.